Как развить в ребёнке уверенность в себе?

Одним из ключевых факторов здоровой взрослой личности является уверенность в себе. Мы работаем над ней в течение всей жизни, но фундамент такой уверенности закладывается именно в детстве.

уверенность в себе и самооценка

Уверенный в себе человек знает, на что он способен, умеет нести ответственность и любит то, что делает; он открыт миру, доброжелателе и эмоционально стабилен. Чтобы вырастить такого человека ко взрослому возрасту, нужно знать, как развить в ребёнке уверенность в себе и своих силах.

Из чего складывается детская самооценка?

  • Темперамент – экстраверты и интроверты формируют свою уверенность по-разному.
  • Базовое доверие к миру – формируется в первые три года жизни ребёнка.
  • Климат внутри семьи – надёжность привязанностей, уверенность в любви и заботе со стороны семьи.
  • Принятие любых эмоций и навык их выражения – признание за ребёнком права испытывать эмоции, которые могут не нравится взрослым.
  • Безусловное принятие – любовь не как награда, а как постоянная среда, в независимости от поступков ребёнка.

Как определить, нужно ли вам помочь ребёнку обрести уверенность в себе?

В каждом возрасте признаки эмоциональной стабильности и здоровья будут различаться.

  • 1-3 года: малыш умеет делать выбор из 2-3 предметов; знает внутрисемейные правила и большую часть времени соблюдает их; умеет выражать свои желания; в незнакомой ситуации или месте сначала присматривается или прячется, но вскоре начинает исследовать.
  • 3-5 лет: ребёнок знает понятие режима и правил и большую часть времени соблюдает их; распознаёт основные эмоции и знает, как на них нужно реагировать (например, грустного – пожалеть); учится выражать отрицательные эмоции приемлемым способом; активно подражает взрослым; может небольшое время потерпеть скуку или неудобство, если знает, ради чего; умеет делать выбор из 3-5 альтернатив; умеет общаться с детьми своего возраста и старшими.
  • 6-7 лет: способен терпеть скуку или неудобство более длительное время; умеет отказываться от приятного ради отдалённого бонуса; распознаёт большинство эмоций и ведёт себя в соответствии с ними; стремится оказывать помощь тем, кому она нужна; в незнакомой ситуации ищет поддержку взрослых, а получив её, действует самостоятельно; умеет общаться с детьми разного возраста и взрослыми.

Поскольку каждый ребёнок развивается со своей скоростью и в своих условиях, отклонения в 2 пункта вполне допустимы. Если же различий больше, вам понадобятся упражнения для уверенности в себе для детей, которыми можно заниматься дома.  


Как поднять самооценку и уверенность ребёнку?

1. Активное сочувственное слушание.

По мнение известного психолога Юлии Гиппенрейтер, сочувственное слушание даёт ребёнку ощущение уверенности и принятия. Если ребёнок подавлен, расстроен или грустит, пожалейте его, молча выслушайте, не вмешиваясь и не давая советов. Если он сделал что-то неприемлемое, спокойно и уверенно выскажите это и объясните причину, почему так делать нельзя.

Важно всегда разделять самого ребёнка и его поступок. Мы может осуждать и ругать то, что он сделал, но никогда – его самого.

2. Признание ребёнка как отдельной личности.

Этот совет даёт детский психолог Надежда Малинкина. Как бы родителям не хотелось огранить своих детей от проблем, они не могут прожить за них жизнь. Дети сами должны делать ошибки, принимать решения и нести последствия за них. Они также могут испытывать совсем не те чувства, которые хотели бы их родители.

Чтобы воспитать в ребёнке уверенность в себе, важно оценить свои ожидания от ребёнка и перестать требовать, чтобы они следовали тому пути, который для них выбрали родители. Иногда именно родительские амбиции мешают здоровому психологическому развитию ребёнка. Этот совет особенно важен для детей школьного возраста!

3. Естественные последствия: меньше слов – больше дела.

Этой рекомендации придерживается известный психолог Екатерина Мурашова. Маленьким детям трудно понять, что случится после того или иного их поступка, даже если им это много раз говорили. Подобное можно запомнить только на собственному опыте. Роль родителя – подсказать, пожалеть и помочь справиться с последствиями такого опыта.

Катался на самокате без защиты – больно разбил коленку.
Дразнил других детей – остался один, с тобой никто не играет.
Съел слишком много конфет – болит живот.
Не бросил любимую кофту вовремя в стирку – она осталась грязной и надеть её нельзя.
Плохо собрал школьный ранец – учитель пожурил перед всеми в классе.
Не сделал уроки – получил двойку.
Опоздал домой с прогулки – остался без интересной семейной программы.

Если вы хотите что-то сказать ребёнку, говорите это 1 раз. При необходимости, объясните, как это нужно сделать, помогите и покажите, если ребёнок не справляется самостоятельно. Все остальные просьбы, напоминания и замечания будут восприниматься как «пилёж».

4. Постепенный рост ответственности.

Прямое следствие предыдущего совета. Ничего так не помогает повысить уверенность ребёнка в себе, как самостоятельно принятое решение и успешное его выполнение.

  • Возраст «Я сам!» - заранее установите время, когда малыш может всё делать самостоятельно, а вы никуда не спешите, и дайте ему обрести новые навыки.
  • 4- 5 лет – поручите ребёнку простые обязанности по дому, за которые он будет нести ответственность. Если он их не сделает, отметьте это, но НЕ выполняйте работу за него. Важно, чтобы последствия невыполнения были очевидны: накрыть на стол, сбор грязной посуды, развешивание мелкого белья, мытьё собачьей или кошачьей миски и т.д.
  • 6-7 лет – просто выбор из нескольких предложенных альтернатив поможет ребёнку развить уверенность в себе, а помощь в выборе семейных мероприятий, подготовка подарков или совместный труд с родителями вырабатывает чувство ответственности и силу воли.

5. Хвалите не ребёнка, а труд; любите не труд, а ребёнка.

Такой совет дают психологи Центра помощи ребёнку «Росток». Иногда в порыве повысить ребёнку самооценку родители хвалят его за малейший успех. На самом деле, это только снижает уверенность в своих силах, потому что малейшая сложность или удача выбьет ребёнка из колеи.

Лучше, чтобы похвала была искренней и затрагивала результаты труда. «Сложный рисунок с обилием деталей», «Самая высокая башня, которую ты когда-либо строил», «Как ты ловко собрала этот конструктор!» - вот примеры правильной похвалы.

Выражение любви и привязанности, напротив, должны быть направлены на самого ребёнка, а не то, что он делает. Не сравнивайте его ни с кем! Помните, что ребёнок больше всего нуждается в родительской любви именно тогда, когда меньше всего её заслуживает.

6. Уважайте границы друг друга.

В разговоре о том, как как повысить самооценку и уверенность ребёнку, невозможно не упомянуть об уважении личных границ. Это правило одинаково относится ко всем членам семьи и связано с самым глубинным, базовым чувством доверия к миру.

Дневники, записи, тайные «секретики», закрытые двери в комнату, личные разговоры и письма – всё это должно оставаться неприкосновенным.

7. Признавайте, если были не правы или сами совершили ошибку.

Ещё одно простое упражнение, чтобы поверить в свои силы, - это признание ошибок со стороны взрослого. Многие дети отказываются действовать или говорить, потому что бояться ошибиться, сделать что-то неправильно или стать объектом насмешек.
Когда родители открыто и спокойно признают свою неправоту и совершённые ими ошибки, дети принимают такое поведение как само собой разумеющееся и берут с родителей пример.

Несмотря на разнообразие упражнений и методов, нет единой универсальной рекомендации, как развить в ребёнке уверенность в себе. Только общая работа на собой со стороны всей семьи, благожелательный микроклимат и искреннее вовлечение ребёнка в жизнь семьи в комплексе могут помочь воспитать человека со здоровой самооценкой.