Музыка в целом, и песня в частности - в чем магия воздействия на здоровье и мозг человека?
Эта статья будет полезна 3 типам людей, которые мне встречались:
1. Кто рассуждает так:
- Мамы не поют своим детям, ну и что? Не всем же кататься на коньках, например. Не понимаю, зачем вы так пропагандируете пение детям? Есть масса других развивающих методик: книги, обучающие мультфильмы, ментальная арифметика, шахматы и другие… Придет время, и всему научатся.
- Для сна колыбельная? Вообще не важно. Сомнология опять же, преуспела. Существует огромное количество экспертов по сну, стоит только наладить режим… В конце концов, можно поставить белый шум в приложениях, покатать на машине, включить фен, пылесос, стиральную машину и ребёнок «отрубается».
- Зачем петь какие-то песенки, когда есть инновационные более актуальные вопросы развития, например, искусственный интеллект, программирование - вот, чему надо учить современных детей.
2. Или так:
- Пение - это же естественный процесс. Все пели и поют, и я не понимаю, что в этом особенного?
3. И, наконец, для тех, кто искренне чувствует, что что-то «волшебное, исцеляющее» в этом есть, и хочет узнать, как это работает. Или добавить к своим смежным познаниям и эти:
- Магия какая-то. У меня мурашки по всему телу или слезы вызывает та или иная песня из детства, комок в горле от воспоминаний маминого/папиного голоса или песен бабушки/дедушки…
- От некоторых произведений мое настроение меняется в лучшую сторону… Я чувствую это физически, эмоционально. Всю жизнь пытаюсь разгадать эти загадки.
- Давно замечал/ла на практике со своими подопечными или пациентами, как на них влияет музыка. Хочу в этом разобраться глубже и применять в своей деятельности.
Что ж, приглашаю вас, мои дорогие скептики, коллеги и фанаты музыки к расширению своих познаний и обмену опытом на основе исследований и научных трудов многих людей на планете за последние лет 70.
Напомню, что за все творческие проявления, свободу мышления, отвечает правое полушарие мозга. Способность креативно мыслить, рождать идеи, ставить задачи - это в будущем то, что про прогнозам футурологов, не сможет заменить искусственный интеллект. Тогда насколько развитие правого полушария будет востребовано в будущем?
Эта статья не претендует на научное открытие и подробное повторение того, о чем сказано и написано в огромном количестве материалов. Скорее, это сборник источников, который поможет каждому самостоятельно убедиться в основательности и актуальности сегодня этих практик, известных человеку с древности.
Ссылки в статье активны, выделены подчеркиванием, при переходе вы сможете ознакомиться с первоисточником или почитать/посмотреть подробнее.
Если вам известны другие научно-подтвержденные материалы на эту тему, будем рады вашим примерам на почту info@dreamsong.ru
По мнению авторов книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект», способность общаться музыкальными звуками или их подобием появилась ещё у неандертальцев, и эволюционно эта врожденная способность воспринимать ритм, мелодию, различать тембры, есть у всех младенцев. Так что, ВСЕ дети, благодаря генетической памяти, понимают и слышат музыку, и через нее учатся воспринимать речь, чувствовать защиту и безопасность для развития. Словом, от того, поют ли ребенку песни в новорожденном возрасте, зависит его будущее развитие речи, интеллекта, психического здоровья.
Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, какие процессы происходят в мозге во время прослушивания музыки, как работает музыкальная терапия при серьезных заболеванияхи и почему люди, занимающиеся музыкой, более способны к изучению иностранных языков.
Купить ее можно в книжных или заказать онлайн. Электронную версию здесь
КТО ЕСТЬ КТО В МУЗЫКЕ?
Разница между сценическим исполнительским мастерством, музыкой в быту, и музыкой как терапией в руках профессионалов, на первый взгляд, не очевидна, но существенна.
Первый тип профессиональных музыкантов - все прекрасно понимают их значение для культуры и искусства. Мы слушаем музыку в чьем-то исполнении и испытываем различные эмоциональные состояния - от успокоения до адреналинового драйва или даже тревоги. А сами музыканты приносят не только нам, но и себе огромную пользу. Например, в этом видео видно, как игра на музыкальных инструментах, к которым можно смело отнести и голос, влияет на мозг музыканта. Активное слушание тоже полезно, но имеет не такой эффект. Проще говоря - играть и петь всегда полезнее, чем слушать. Хотя есть такие ситуации, что и слушание очень помогает.
Второй тип музицирования - в быту. Это то самое естественное пение или игра на инструментах, которое является генетически врожденным зовом души, одним из видов творческой самореализации и, пожалуй, самым доступным видом психотерапии, даже, когда ещё такого слова в народе не знали. Это способ саморегуляции своих эмоций и психического состояния. Это дополнительная мотивация, побуждение к действиям, делам. Элемент культурного кода, носитель смыслов, ценностей, инструмент обрядов перехода от рождения до смерти. Словом, музыка в быту всегда помогала человечеству выжить.
Не стоит думать, что какая-то страна преуспела в этом больше. Эти традиции существовали во всем мире. Другое дело, что в 21 веке сохранились они не везде. И наша страна - не исключение. Хотя нам есть, что беречь и возрождать.
Третий тип - профессиональная музыкальная терапия. Она отличается от бытового музицирования или исполнительства в искусстве тем, что специалист работает на стыке психологии, медицины и музыки со знанием всех этих дисциплин и самое важное - с целеполаганием. В странах, где эта наука официально признана уже более 50-70 лет (США, Германия, Швеция, Норвегия и другие) разработаны протоколы лечения каждого вида заболевания с помощью музыкальной терапии, по которым музыкальные терапевты работают в тесном сотрудничестве с лечащим доктором, достигая нужного результата в лечении или реабилитации пациента.
В этом выступлении доктора Кэтлин М. Хаулэнд (сертифицированный музыкальный терапевт и лицензированный логопед. В течение последних 30 с лишним лет она работала с различными клиническими группами населения, используя музыку для улучшения речи, языка, познания и движения в условиях абилитации и реабилитации. Ее докторские исследования в области музыки и познания проинформировали и поддержали ее интерес к объединению научных и художественных сообществ для выявления передового опыта. Она преподает на курсах бакалавриата и магистратуры в музыкальном колледже Беркли и Бостонской консерватории по музыкальной терапии, неврологии и позитивной психологии), вы можете узнать о работе музыки в области медицины и влиянии ее на мозг и сердце в помощь в лечении самых разных заболеваний: аутизм, логопедия, подготовка к родам, предоперационный период, инсульты, гериатрические заболевания пожилых, и даже онкологические заболевания.
В этом видео из центра интенсивной терапии NICU (США) вы узнаете, как с помощью музыкальной терапии и в частности, пения колыбельных, стимулируют развитие недоношенных младенцев.
Видео Лучшая детская колыбельная музыкальная терапия для недоношенных в материале Нью Йорк Таймс.
В этой статье с разрешения автора Елены Деминой публикуем обширные клинические исследования, посвященные целительному воздействию музыкальной терапии на недоношенных младенцев. Крупнейшие неонатологи Америки и Европы использую её в качестве рутинного мероприятия по выхаживанию детей с критически низкой массой тела. (Аудитивная стимуляция недоношенных детей - добавить на сайт и здесь ссылку)
В видео от Ассоциации музыкальной терапии в США Музыкальная Терапия Исцеление Гармонией вы узнаете, как в целом ее используют при самых различных заболеваниях.
Благодаря своей универсальности, музыка может использоваться для лечения болезней у людей любого возраста, любой культуры и физического состояния. Она помогает социализации и развитию речи, улучшает память, способствует активации внутренних сил организма (что особенно важно, например, при травмах или в борьбе с раковыми клетками), помогает справиться со стрессом, преодолеть расстройства внимания. Использование музыкальной терапии в ожоговых отделениях больниц всего мира доказало также способность музыки снижать восприимчивость боли и ускорение регенерации тканей.
Музыкальная терапия эффективна даже при таких серьезных диагнозах, как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, аутизм, глубокая задержка умственного развития, психических заболеваниях. Известны случаи, когда правильно подобранная музыка помогала человеку выйти из комы.
СИТУАЦИЯ В РОССИИ
В России музыкотерапия развивается силами энтузиастов-подвижников. Среди них сертифицированный музыкальный терапевт с большим опытом клинической работы в больницах, госпиталях и школах Алиса Апрелева (филологический факультет МГУ, музыкальный Berkeley University, PhD, Oxford, педагог, композитор и певица), которая внесла большой просветительский вклад и объединила вокруг себя музыкальных волонтеров и специалистов. Именно она впервые открыла для меня мир музыкальной терапии, после чего и я прошла ее курс дополнительного образования “Музыкальная терапия в неврологической практике”.
Издана ее книга «МУЗЫКАНТ КАК ВОЛОНТЕР. Терапевтическое применение музыки в медицинских и социальных учреждениях». Скачать ее можно здесь
К сожалению, в нашей стране эта наука пока официально не признана, и многие работающие специалисты имеют либо зарубежное, либо собирательное образование (отдельно музыкальное, психологическое или медицинское), или работают как музыкальные волонтеры, что тоже прекрасно.
То есть, музыка в этом случае, безусловно, помогает, но научно-подтвержденных исследований мало, кто проводит, хотя практика эффективности, безусловно, широко известна в узких профессиональных кругах.
Многие специалисты входят в Ассоциацию музыкальных психологов и психотерапевтов, основанную Петрушиным Валентином Ивановичем (Доктор педагогических наук, профессор психологии, Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, действительный член Международной Педагогической Академии), и ныне возглавляемую доктором психологических и педагогических наук Аллой Владимировной Тороповой, (профессор, преподаватель МПГУ, ВШЭ, МИП ( институт психоанализа)). Одной из своих целей ассоциация видит построение института образования в области музыкотерапии и повышения уровня признания этой профессии в государственной социальной политике РФ.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА и как уберечь себя от самозванцев
Музыкальная терапия – это вспомогательная наука, использующая музыку в клинических условиях для воздействия на организм человека. Музыкотерапию может проводить только сертифицированный специалист - музыкальный терапевт, который проходит обучение в специализированных высших учебных заведениях. Музыкальная терапия подходит как для детей, так и для взрослых.
Истоки науки уходят в добиблейские времена, когда музыка считалась действенным методом для облегчения состояния больных. Древние греки и египтяне, индейцы Латинской Америки, первые христиане – все они использовали музыку для помощи раненым, при лечении душевных болезней, в ритуалах очищения и исцеления.
В Европе в средние века лечили при помощи органа, в России - при помощи колоколотерапии, на востоке - с помощью поющих чаш и т.д.
В 1787 году в журнале Columbian Magazine была опубликована статья, озвучившая основные принципы музыкальной терапии, которые соблюдаются до сих пор:
- Воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека оказывает влияние на физическое здоровье.
- Лечение музыкой может осуществлять только обученный человек.
В течение следующих 150 лет появился целый ряд публикаций от практикующих врачей разных специализаций, рассказывающих о пользе музыкальной терапии.
В 1944 году Мичиганский Университет объявил набор на первый курс музыкальной терапии. Позднее, E. Тайер Гастон основал первую клиническую интернатуру и первую магистратуру по музыкальной терапии. С этого момента она начала своё триумфальное шествие по всему миру.
В настоящий момент в мире существует более 100 университетов, готовящих специалистов по направлению «музыкальная терапия». Кроме стандартных музыкальных дисциплин и импровизации курс обучения включает в себя ряд медицинских предметов, таких как анатомия человека, физиология, психология для работы с людьми с особыми нуждами. Каждый выпускник не только проходит практику в общественных больницах, госпиталях и хосписах, но и должен пройти обязательную сертификацию своей деятельности.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ТЕМА ДЛЯ ШАРЛАТАНОВ
Вы можете встретить в интернете рекомендации, как улучшить аппетит, какой музыкой лечат ЖКТ, а какой нервные болезни, какая полезна при беременности, а какая для младенцев. Один из самых распространенных мифов - про «эффект Моцарта». Это верный признак «желтой прессы», когда копирайтер для повышения охватов, например, пишет гороскопы, в которые наивные и доверчивые читатели верят.
Не существует конкретной музыки, которая подходит всем и гарантирует одинаковый результат. Для каждого она своя, и ее бережно и профессионально подбирает специалист в личной или групповой работе с пациентами. Наряду с существующими протоколами в мире, музыкальная терапия - это инструмент творчества и индивидуального подбора, в зависимости от анамнеза, возраста, культурного контекста и типа личности. Будьте внимательны при выборе специалистов. Благо, профессионалов теперь немало.
НАУКА VS ТРАДИЦИИ. Рука об руку или в противовес?
Многие считают: «А что у нас, нет своих традиций? Вот вам и музыкальная терапия, своя, родная. У нас в народе всегда пели, да и сейчас вот, сколько музыкальных школ, конкурсов! И дети, и взрослые выступают».
ПЕЛИ - да. И за работой, и за столом, и у колыбели, и в горе, и в радости, и вместе, и поодиночке. Но так ли уж, поют сейчас в повседневной жизни? Все зависит от личного вашего окружения, и поэтому субъективность оценок здесь имеет место быть. Ну и не будем путать конкурсы и музыку в повседневной жизни.
Например, в этой эмоциональной заметке психолога Людмилы Петрановской, я считаю, кроется ответ, почему так важно петь вместе и по-отдельности именно сегодня, и именно в повседневной жизни.
Наши опросы показывают, что очень многие мамы даже для своих детей боятся, стесняются, не знают, ЧТО и КАК петь, а кто-то просто не считает это важным, или живет в антинаучном и навязанном социумом стереотипе, что ему «медведь на ухо наступил» и это передастся детям. В результате, этот врожденный инструмент и навык утрачивается.
Есть прекрасная новость, что слух и голос развивается в любом возрасте, а неразвитость слуховой и голосовой координации не передается по наследству.
СОЕДИНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ И МУЗЫКИ
С одной стороны, психологи и неврологи бьют тревогу о новой форме зависимости, которую ВОЗ приравнивает к наркологической - гаджетозависимости, с другой - при грамотном и своевременном использовании гаджеты в разумных пределах могут стать полезным вспомогательным инструментом в трансляции музыкальной терапии с помощью профессионально разработанных приложений.
Например, в этой статье «Высокое кровяное давление? Приложение для сердца предписывает музыкальную терапию» рассказывается, как оно поможет людям, страдающим кардиологическими заболеваниями предупреждать инфаркты и инсульты.
Приложение использует измерения сердца человека и алгоритмы искусственного интеллекта для создания режима прослушивания, который регулирует кровяное давление.
Существует также масса приложений для сна, которые вы без труда найдёте, в зависимости от страны происхождения и наличия их в вашем магазине.
Прекрасно, если под рукой у мамы есть приложение или плейлист с мамиными песнями, которые она сначала слушает вместе с ребенком, а потом подпевает и поет сама. Новые технологии и современный “язык общения” могут донести и полезную информацию.
Тем не менее, никакие гаджеты не заменят живого маминого голоса. Потому что для развития гармоничной личности, человеку нужен человек.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ МАМЫ И РЕБЕНКА - ЧЕМ ПОМОГАЕТ МУЗЫКА?
Этот эксперимент «Застывшее или каменное лицо» провел профессор психологии Эдвард Троник в Массачусетском университете, который показал, как эмоциональное общение с ребенком в первые годы жизни влияет на его состояние и даже будущие привычки.
Когда мама резко перестаёт реагировать на ребёнка и выражать свои эмоции, это наглядно показывает, что даже в самом раннем возрасте дети являются полноценными участниками социального взаимодействия. Что происходит, когда ребёнок не получает нормальной реакции, и почему важно не допускать таких ситуаций – смотрите в этом видео Смотреть подробно еще
В российской культуре существует отличная традиция общения мамы с ребенком, проверенная веками, не просто агуканьем, а с помощь золотого фонда песен со смыслами: колыбельных, пестушек и потешек. Так называемая «палочка-выручалочка» на все случаи жизни с ребенком, которая и эмоциональную связь формирует, и помогает бережно воспитывать: эффективно, без детских истерик и нервных срывов родителей. Но спросите у современных мам, они ее знают и передают своим детям? Более 70% опрошенных нами, ответили - нет. Не их в этом вина, традиция утрачена давно, и ей почти нигде не учат. Но это беда, я считаю.
Силами нашего проекта мы пытаемся, хоть немного привлечь внимание к этой проблеме, а школа “Голос мамы” призвана обучить мам именно такому бережному воспитанию со смыслом и радостью в материнстве.
ИЗ ПЕСНИ СЛОВ НЕ ВЫКИНЕШЬ
С музыкой, надеюсь, мы разобрались, но позвольте обратить внимание и на вторую составляющую любой песни - текст. Опережая события, скажу, что есть еще третья: мастерство и состояние души исполнителя.
Текст - также очень важная форма воздействия на мозг и эмоциональное состояние.
«Вначале было слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог». В оригинальном тексте Евангелия от Иоанна на древнегреческом языке на месте «Слова» стоит «ὁ Λόγος (Логос)». Еще оно переводится как «ум», «основа», «утверждение», «разумение», «значение», «доказательство», «пропорция» — всего около ста значений.
Поэт Вадим Шефнер написал: «…Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…»
В советское время существовал лозунг: «Нам песня строить и жить помогает». Каким бы перевертышем истины не была социалистическая идеология, но в этом не поспоришь. Лозунг справедлив. Дореволюционная традиция пения народом, переодевшись в идеологические одежды, не только не утратилась, а даже усилилась на уровне государственной политики во всех сферах культуры, образования, самодеятельного творчества. Я вовсе не ностальгирую по тому содержательному контенту с идеологической приправой, но отмечаю эффективность музыкальной традиции в жизни человека в советском периоде. В противовес официальной идеологии во времена оттепели и застоя народ (в том числе профессионалы) создавал и нейтральные песни о вечных ценностях: любви, отношениях, семье, дружбе, смысле жизни. На базе таких песен и у нас родился проект, объединяющий всю семью Песни на всю жизнь в современном звучании.
Плюс, в то время родились авторская песня, рок-музыка, как альтернативное высказывание, которое широко подхватил народ.
Вывод - за счет свойства мозга человека, слово, озвученное музыкой еще сильнее воздействует, чем, например, чтение тех же стихов. Вспомним творчество В.Высоцкого. Трудно определить - это песни, или стихи, положенные на музыку? Как ни считать, их воздействие на умы и души велико за счет сильного слова и музыкальной поддержки.
Какие песни петь - надеюсь, каждый человек способен выбирать сам, в соответствии со своими представлениями о нравственности, добре и зле. Как говорит в одном из своих многочисленных просветительских видео Татьяна Черниговская (Советская и российская ученая в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ), все, что входит в наш мозг, не пропадает бесследно и имеет значение во всех сферах нашей жизни.
Вернемся к истокам. В мамином фольклоре, который неотъемлемо связан с уходом за ребенком в первые 2-3 года жизни заложено столько смыслов, что не хватит нескольких лет все их внимательно изучить.
Учёные (педагоги и филологи) изучают феномен колыбельной песни в России на протяжении 150 лет.
Например, профессор Головин Валентин Вадимович в своей работе
«Русская колыбельная песня: Фольклорная и литературная традиции» (диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.09. - Санкт-Петербург, 2000. - 317 с.) изучил и проанализировал 21 тип российских колыбельных всех регионов - всего более 4000 песен! Это целая энциклопедия жизни: ими формировали картину мира ребенка, воспитывали и развивали, обучали жизни ненавязчиво, но эффективно.
Вслед за народными, с конца 18 века стал развиваться огромный пласт русской культуры - литературные колыбельные, которые являются образцами высокого уровня слова в литературе и песенном музыкальном жанре. В диссертации Головина очень подробно проанализировано влияние культурных кодов народного творчества в произведениях многих известных поэтов, начиная от золотого, серебряного веков и до сегодняшнего дня.
Кандидат педагогических наук Анна Борисовна Теплова написала книгу «Что сказать над колыбелью?», которая может явиться хорошим пособием для профессиональных педагогов и увлеченных традицией и своими фольклорными корнями мам.
Автор подробно раскрывает секреты русской народной педагогики, помогающие воспитывать детей на основе традиционных российских ценностей.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
Давайте ответим себе на вопрос - какой самый высокий критерий оценки мастерства? Количество нот и сложных гармоний, сложный ритм, виртуозное владение техникой?
Или, когда слезы, непередаваемая радость, душевный подъем, мурашки, которые пронизывают все тело? Или «дзинькает», как говорит Вячеслав Полунин?
Есть такой анекдот, который я приведу, как метафору:
На конкурсе гитаристов случился скандал. Один артист вышел и сыграл такие сложные пассажи, что у зала «рот открылся» от удивления. А второй вышел, извлек всего несколько звуков, и пустил их в пространство. Повисла такая вибрация в звенящей тишине, что все замерли и не могли долго прервать это состояние…
В результате зал думал, что дадут первую премию виртуозу. Но жюри дало ее тому, кто окутал магией нескольких звуков. На вопрос возмущенной публики члены жюри ответили: «Видно, что тот еще ищет, а этот уже нашел…».
Нет, я ни в коем случае, не намекаю на бессмысленность технического мастерства, я считаю, что все нужно делать талантливо и профессионально, но все же, на что делать главный акцент в своем творчестве - вопрос. Перефразировав знаменитую цитату из «Дяди Вани» Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», скажу так: В музыке важно все - и техническое мастерство, и внутренний мир исполнителя, и содержание произведения, и цель, с которой мы его исполняем.
Особенно неоднозначной является тема исполнения колыбельных. В 2018 году я провела самый первый в мире конкурс-фестиваль «Колыбельные для всей семьи» для любителей и профессионалов со всех уголков страны и даже мира. И знаете что? Более низкие места получали не те любители, которые искренне и от души пели своим детям, а профессионалы, увлекающиеся ТОЛЬКО техникой, исполняя песни бездушно, сложно, «наворочено». Хочется спросить - а вы сами бы уснули под такое пение? Успокоились бы? Или этот конкурс - очередная возможность самовыразиться на сцене? Не хочу никого обидеть, но главный критерий для нас в этом конкурсе - искренность, душевность, нежность и любовь не только к себе, но и к ребенку или другому слушателю, которому вы поете. А когда это еще и профессионально - вдвойне приятно, особенно, если это жемчужины, найденные и сохраненные в народной традиции своего региона, например, одним из победителей Пермским ансамблем “Кружево”. Или как, тогда еще 14-летняя девушка, Анжелика Антонян спела свою аутентичную колыбельную.
А эта мама-любитель Валерия Мирошниченко впервые исполнила песню на конкурсе и получила первое место в номинации современной колыбельной в жанре эстрады. Наверно, понятно, почему.
Сразу оговорюсь в ответ на частые возражения коллег, что, якобы, колыбельные нужно петь только акапельно, чистым голосом. Да, если они исполняются в быту у колыбели, или терапевтической практике с пациентом, лучше всего чистый голос, но нет ничего страшного, если они фоном звучат в профессиональном исполнении с легкими и искусными аранжировками, создавая дома атмосферу спокойствия, подготавливая ко сну.
А если они исполняются на сцене, что является отдельным видом искусства, тем более, инструментальное оформление обогащает их и создает более яркие впечатления. Ведь, ритм в грамотной и бережной аранжировке, чаще всего совпадает с ритмами человека (сердечным и дыхательным) и проще синхронизируется и усиливает эффект успокоения.
Еще важно отметить, что эмоциональное состояние, в котором находится исполнитель, как по антенне передается слушателю. Вот, почему от каких-то песен мамы ребенок начинает плакать. Потому что она в состоянии тревоги или невроза начала петь, или слова драматичные, или музыка депрессивная. Как правило, это помогает самоочищению поющего, но нужно различать ситуации - когда мы поем для себя, чтобы снизить тревогу, прожить стресс или утрату, или когда мы ставим своей целью - успокоить, уложить спать, вдохновить или напутствовать своего ребёнка. Тут очень важно быть заряженными теми эмоциями, которые хотите передать слушателям.
Автор статьи — Наталья Фаустова
- Автор и руководитель Международного социокультурного проекта «Колыбельные для всей семьи»,
- Создатель школы целительного пения и бережного воспитания «Голос мамы»,
- Певица (джаз, эстрада, фольклор), музыкальный терапевт, эксперт по материнскому фольклору, педагог по вокалу,
- Постоянный приглашенный эксперт СМИ: «Мамсила.ру», «Детстрана.ру», «МЕЛ.FM», гость эфиров радио «Культура», «Вера», «Детского радио», телеканала «Союз», программы «Привет, Андрей!» и др.
- Треки находятся в постоянной ротации «Детского радио».
- Организатор концертов, фестиваля, член жюри детских музыкальных конкурсов
- Член Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов РФ АМПП
При участии Марии Новицкой, педиатра, сооснователя школы целительного пения и бережного воспитания «Голос мамы»
Рецензент и научный консультант Алла Владимировна ТОРОПОВА — доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств МПГУ. Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов. Вице-президент РОСИСМЕ (общероссийской секции музыкального образования всемирной организации ISME). Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2011); награждена медалью имени Г.И. Челпанова II степени «За вклад в психологическую науку» (2014).
Окончила теоретико-композиторское отделение Пермского музыкального училища. В 1992 году окончила Московский педагогический государственный университет. По окончании аспирантуры в 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию, а в 2009 г. — докторскую диссертацию (обе под руководством профессора Э. Б. Абдуллина), став доктором педагогических наук. В 2017 году защитила вторую докторскую диссертацию, став доктором психологических наук (научный консультант – академик РАО В. С. Мухина).
На факультете музыкального искусства МПГУ А. В. Тороповой реализована идея о создании междисциплинарного научного направления, интегрирующего общую, музыкальную психологию и психологию личности в сфере Психологии музыкального образования и музыкальной терапии; основана научная школа «Музыкально-психологическая антропология и психология музыкального образования». С 2012 г. руководит научно-образовательным центром «Психология искусства, арт и музыкотерапия» при МПГУ, где исследует проблемы восприятия музыки представителями различных этнокультур, взаимосвязь музыкальности и эмоционального интеллекта, психологические аспекты обучения музыке и профилактики профессиональных заболеваний, природу индивидуальности в музыкальной деятельности, проблему межпоколенческих и межличностных конфликтов в сфере музыкального образования. Алла Владимировна имеет многолетнюю практику психологического консультирования личности, семьи и профессиональных сообществ.
А. В. Тороповой опубликовано более 150 научных и научно-методических работ, в том числе – учебные пособия и монографии, среди которых:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 4-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов; учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2023 (2016; ежегодное переиздание).
HOMO-MUSICUS В ЗЕРКАЛЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ. – М., 2008;
ИНТОНИРУЮЩАЯ ПРИРОДА ПСИХИКИ. М., 2018 (переиздание 2013 г.).
©️ Копирование текста в целом или фрагментами возможно только с разрешения автора и со ссылкой на первоисточник