Музыкотерапия для школьников: снимаем стресс и помогаем улучшить концентрацию

Учёба в школе нередко приносит с собой проблемы. Родители жалуются на плохую успеваемость детей и неинтересные учебники, сами дети – на непомерные нагрузки и безразличие учителей. Неудивительно, что многие школьники начинают чувствовать хроническую усталость уже в начальной школе!

Музыкальная терапия для школьников – это уникальный метод преодолеть ежедневный стресс и повысить эмоциональный интеллект ребёнка. Регулярные занятия также помогают справиться с проблемами внимания, речи, грамотности и преодолеть неуверенность в собственные силах.

музыкальная терапия

Мы уже подробно рассматривали, что такое музыкальная терапия. К ней никак не относятся:

  • Прослушивание какой-либо специальной музыки с целью оздоровления.
  • Музыкальное образование или обучение игре на инструментах.
  • Прослушивание музыки ради удовольствия в свободное время.
  • Выступление с музыкальным номером перед публикой любого размера.

Музыкальная терапия в начальной школе

Согласно Американской ассоциации музыкальных терапевтов, музыкотерапия для младших школьников повышает концентрацию внимания, улучшает коммуникативные и социальные навыки, ускоряет адаптацию к школьному режиму и новым обязанностям, улучшает общий психологический фон в классе. Она также доказала свою эффективность для детей с синдромом дефицита внимания.

Младшие школьники с интровертивным темпераментом часто испытывают сложности в общение со сверстниками. Будучи не в состоянии выразить свои чувства и эмоции, они ещё больше замыкаются в себе. Дети-экстраверты, наоборот, излишне бурно проявляют своё настроение, что также отрицательно сказывается на их взаимоотношения с другими детьми. Музыкальная терапия даёт возможностям и тем, и тем опознать и раскрыть собственные чувства и научиться выражать их приемлемыми способами.

Музыкальный терапевтический урок – пример занятия по преодолению детской агрессии

Это групповое занятие, которое длится от 15 до 25 минут. Терапевт заранее подбирает музыкальные композиции, отображающие ярость: звуки бушующего моря, грозы, стихии или битвы.

Дети собираются в круг и под музыку выражают свои отрицательные впечатления и эмоции движениями. Они машут руками и ногами, сжимают кулаки, рычат и строят страшные гримасы, прыгают на месте. В течение этого времени терапевт внимательно следит за происходящим и направляет детей подбадривающими словами, ассоциациями и образами. По окончании музыки включается новая, спокойная композиция, под которую взрослый объясняет детям, каково воздействие злости и агрессии на человека и как можно выразить их безопасным способом.

Музыкотерапия для школьников-подростков

Подростковый возраст – время активного роста и преобразования, во время которого можно многому научиться. Подростки подсознательно любят музыку, поэтому проведение музыкальной терапии в этом возрасте так эффективно.

Музыкальная терапия использует музыку и песни как терапевтическое средство для установления объективной самооценки и поиска своего места в мире. Отдельные упражнения помогают подросткам справляться с проблемами в обучении и поведении, а также выводят из состояния подростковой депрессии.

Музыкотерапия для старших школьников даёт массу возможностей для воплощения.

  • Пение песен в минорном ключе помогает справиться с личными разочарованиями, преодолеть горечь расставания или разлуки.
  • Прослушивание спокойной музыки снимает возбуждение, успокаивает, снимает чувство тревоги, улучшает качество сна.
  • Обсуждение текстов с агрессивным смыслом имеет воспитательный смысл. Оно помогает выразить отрицательные эмоции и справиться с агрессией. Этим частично объясняется симпатия подростков к эпатажным музыкальным стилям и направлениям.
  • Использование инструментальной классической музыки улучшает концентрацию внимания, тренирует долговременную память и помогает сосредоточиться.
  • Совместное воспроизведение музыки улучшает микроклимат в группе и способствует становлению здорового мировоззрения. Именно в этом возрасте активно формируются молодёжные группы и ансамбли.
  • Сочинение собственных песен и музыкальная импровизация отражает внутренние терзания и помогает преодолеть их.
  • Активная танцевальная импровизация выводит из депрессии и направляет энергию в созидательное русло.

Музыкальная терапия – это эффективное средство для развития и гармонизации психологического состояния и эмоционального интеллекта школьников. Регулярные занятия с музтерапевтом принесут пользу как в младшем школьном, так и подростковом возрасте.