Наверное, на земле не найдётся человека, которого хоть раз в жизни не очаровывала бы музыка. Это могла быть колыбельная из уст любящей мамы, старинная русская песня, которую напевала бабушка, когда пекла пироги или музыкальная баллада нашей юности. Удивительная сила музыкального воздействия похожа на волшебство, однако на самом деле, абсолютно логична и научно доказана.
Ребёнок начинает воспринимать музыку ещё в материнской утробе и после рождения сохраняет повышенную чувствительность к её диапазону и громкости звучания. Любая мама может подтвердить, что тихое, размеренное напевание помогает грудничку успокоиться, а громкие, резкие звуки, наоборот, могут напугать и вызвать плач. Однако мало кто знает, что музыка чрезвычайно полезна для развития малыша уже с раннего возраста!
Сочетание мелодии, ритма и голоса способствуют более быстрому и прочному установлению новых связей между клетками головного мозга. Именно эти связи становятся основой для интеллекта, логического мышления, долговременной памяти и склонности к языкам.
Более известен факт полезности музыки для развития слуха. Чем больше разновидностей звуков слышит ребёнок в дошкольном возрасте, тем более восприимчив будет его слух. Так, например, большинство взрослых утрачивают способность слышать звуки в крайних областях диапазона, но прослушивание разнообразных музыкальных композиций в детстве помогает закрепить эту способность на всю жизнь.
Музыкальные упражнения занимают важное место в работе логопеда, поскольку они помогают быстрее освоить правильное произношение звуков, а также справиться с такими проблемами, как перестановка звуков местами и начинающееся заикание.
Музыкальное развитие дошкольников также положительно влияет на духовную составляющую личности. Хорошая музыка может вызывать в душе по-настоящему сильные переживания, заставляя детей думать, сопереживать и более чутко воспринимать других людей.
«Да, это всё очень хорошо и замечательно, – можете возразить вы, - но я совершенно ничего не знаю о музыке!» На самом деле, чтобы заниматься с детьми музыкальным развитием, совершенно не обязательно иметь какие-то специальные знания или навыки. В этом вам помогут наши практические советы по музыкальному развитию детей на каждый день!
Три главных правила музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста:
1. Пусть музыка станет регулярной частью ваших занятий. Выделите на них хотя бы 15 минут в день, каждый раз используя разные задания и игры. Музыкальные занятия можно начинать прямо с рождения, однако наибольшей пользы и интенсивности они достигнут, когда ребёнку будет от 1,5 до 5 лет.
2. Сделайте музыку частью вашей повседневной рутины. Пусть у вас будет своя песенка или мелодия для утренней зарядки, гигиенических процедур, совместного приготовления ужина. И не забудьте о приятной колыбельной песне перед сном, как на диске Натальи Фаустовой!
3. Используйте как простые незатейливые мелодии и детские песенки, так и настоящие произведения музыкального искусства. Возьмите за правило каждую неделю прослушивать хотя бы одно классическое произведение. Если вы не знаете, на чём именно остановить свой выбор, то найдите диски с «избранным» таких композиторов, как Бах, Моцарт, Штраус, Лист, Дебюсси, Бетховен, Шуман.
Практические советы по музыкальному развитию дошкольников:
1. Игра «Стишата».
Подготовьте небольшую подборку коротких детских стихов. В качестве ориентира можно использовать короткие колыбельные песни или детские стихи перед сном. Предложите дошкольнику сделать из них песенки, напевая на любую мелодию, которая придёт в голову. Для детей постарше можно усложнить задание, предложив спеть «как медведь», или «как зайчик», или «как Бременские музыканты».
Эта простая игра помогает установить правильный режим дыхания, что очень важно для хорошей дикции. Также она способствует развитию фантазии, творческого мышления и расширяет кругозор.
2. Игра «По нашей улице с оркестром».
Вам понадобится набор простых музыкальных инструментов: дудочка, барабан, маракасы, тарелки. Вы вполне можете часть их них сделать самостоятельно, например, заполнив пластиковые баночки горохом, гречневой крупой или бобами. В качестве барабана и тарелок большинство детей с радостью используют кухонную посуду.
Выберите простую песенку, которую знаете и вы, и ребёнок. Спойте её, стараясь подыгрывать себе на имеющихся инструментах. Неважно, если у вас не будет получаться сразу! В этой игре главное – это именно процесс, а не результат! Когда оркестр освоит одну песенку, можно попробовать сымпровизировать и даже, возможно, выступить с концертом перед друзьями и близкими.
Такая игра развивает слух и чувство ритма, учит работать в команде, стимулирует творческий потенциал.
3. Игра «Звуки музыки».
Выберите любую гласную букву и пропойте её несколькими разными способами: громко-тихо, высоко-низко, глухо-звонко, в свёрнутую трубкой газету, в металлическую кастрюлю или сложенные ракушкой руки. «Так поёт лисичка, - говорите вы, - а так лев, так – ворона, а так – корова». Пусть ребёнок попробует сам придумать разные способы пропеть ту же самую букву.
После того, как гласная будет освоена, проделайте тоже самое со слогами, например, А – ЛА – РА – ША и т.д.
Эта игра развивает артикуляционный аппарат, способствует постановке правильного произношения.
4. Упражнение «Учимся слушать».
Если вы когда-то умели играть на каком-либо из музыкальных инструментов, сейчас самое время вспомнить этот навык. В качестве помощи мы предлагаем вам посмотреть нашу подборку Нот колыбельных песен для фортепиано. Если вы не умеете играть, найдите аудиозаписи простых детских песен и мелодий, которые сыграны на фортепиано, гитаре, скрипке, флейте или ударных инструментах.
Попросите ребёнка закрыть глаза и воспроизведите мелодию. Затем расскажите о том, какая именно песня сейчас прозвучала и на каком инструменте. Спросите, понравилось ли ребёнку и почему да или нет. Можно вместе попробовать придумать, на что похожи звуки того или иного инструмента.
Эту же игру можно проводить и на природе, используя «естественные звуки»: шум воды, пение птиц, голоса домашних животных, шелест деревьев на ветру.
Такое упражнение развивает слух, внимание, способствует развитию логики и пространственного мышления.
5. Упражнение «Учимся слышать».
Это упражнение похоже на предыдущее, но проводить его нужно неожиданно, в самый разгар других занятий, например, во время прогулки. Попросите ребёнка закрыть глаза и молча послушать то, что происходит вокруг.
Спросите, какие звуки он слышит. Это может быть шум автомобилей, чьи-то разговоры, музыка, звучащая издалека, голоса птиц, а может быть и что-то совсем необычное. Чем больше звуков получится распознать, тем полезнее и интереснее окажется такое упражнение.
Всячески поощряйте такие поиски, потому что подобное вслушивание стимулирует внимание и способность сконцентрироваться.
6. Игра «Вечер воспоминаний».
Вспомните и расскажите ребёнку о тех песнях и мелодиях, которые вам нравились в детстве.
Раннее музыкальное развитие детей дошкольного возраста – занятие несложное и очень увлекательное как для самих детей, так и для их родителей. Оно не только способствует интеллектуальному и духовному развитию, но и помогает всей семье сблизиться, укрепляет чувство привязанности, создаёт хороший семейный микроклимат.
Слушайте музыку, играйте с музыкой, творите музыку, и пусть она станет частью вашей жизни!