По случаю концерта Наталии Фаустовой в Барнауле, прошедшего 18 ноября, в газете
До глубины души
Когда-то Агния Барто сказала о том, как рада тому, что пишет именно детские стихи. «Серьезных» поэтов, несмотря на глубину и важность произведений, прочитают в своей жизни не все, а вот мимо детских стихов пройти сложно. И правда - практически все дети в нашей стране выросли на стихах Барто. Но если мы обратимся к еще более «детским» временам, когда мама только носит на ручках, качает и баюкает, то увидим еще более вечный жанр произведений. Конечно, это колыбельные. Начиная от простого «Баю-баюшки, баю…», и заканчивая длинными национальными «успокаивающими» песнями, свойственными для разных регионов и народностей.
В минувшие выходные впервые в Барнауле прошел необычный концерт. В Белом зале Государственного музея истории литературы и культуры Алтая выступила Наталия Фаустова - основатель и продюсер проекта «Колыбельные для всей семьи», певица, арт-терапевт, фотохудожник и просто мама. Концерт «Песни на всю жизнь», организованный Барнаульской епархией, прошел в рамках регионального этапа Рождественских Образовательных чтений.
Она пела, а ребятишки в зале сначала не понимали, почему их не веселят, а потом затихали и внимательно слушали. К концу выступления практически все дети и родители в зале сидели обнявшись. И все это – терапевтический эффект колыбельных, уверена Наталия Фаустова. Изучением этого жанра она занимается более 15 лет. Итогом стали книги «Колыбельные для всей семьи», где собраны колыбельные разных народов мира и детские сказки. Русские, сербские, грузинские…
О том, как все началось, и какую роль в укреплении семьи и здоровья играют спокойные протяжные песни, мы и поговорили с исполнительницей.
Родом из детства
– Я пою давно и увлекалась разными жанрами, но колыбельные из собственного детства начали всплывать в моей памяти только тогда, когда я готовилась сама стать матерью. Откуда-то начали приходить мамины интонации, тембр, песни. Больше всего, конечно, была у мамы в ходу песня про Волчка.
А в юности первые попытки петь колыбельные я делала на первом курсе Гнесинки, когда влюбилась в песню Александра Градского и Натальи Кончаловской из кинофильма «Романс о влюбленных». Затем я пела джазовую колыбельную композитора Юрия Чугунова «Спишь на руках моих». В том возрасте я воспринимала эти песни как прекрасную возможность передать чувства по отношению к любимому человеку.
Но шагом к серьезному изучению колыбельных стала, получается, необходимость их исполнять постоянно?
– Да. Когда я ждала ребенка, то всерьез заинтересовалась этим жанром. По-видимому, сказалось грядущее материнство. Я стала воспринимать полюбившиеся композиции как средство выражения любви к ребенку. После рождения Ани пение колыбельных и других песен превратилось в наш семейный ритуал, который длился с разной периодичностью вплоть до ее 12 лет (сейчас дочери 14 – прим.авт.). Да, с каждым годом я пою ей все реже, но всегда важно понимать, что даже подростку нужны тепло и защита, передаваемые через колыбельные.
Ваш опыт перерос в целый проект и книги. А как происходил сбор материала? Кто переводил и собирал тексты?
– Для первой книги мне было легко собрать песни - все, что я пела у колыбели своей дочери, туда и вошло. Это и народные, и авторские песни, и написанные специально для нашего проекта. Песни Для второй книги, которая отличается от первой прежде всего, наличием сказок и обширной географией, песни и тексты я подбирала несколько лет, в том числе в разных странах. Некоторые были найдены почти перед самым выпуском книги. Часть из них написали мои друзья-музыканты. А сказки мы выбирали и записывали вместе с культурологом Анастасией Абрамовой, специалистом по сказкам.
Насколько я знаю, подобного проекта еще не было. Он на самом деле очень душевный и теплый и, я думаю, вы это почувствовали. У нас уже готовится к выпуску следующая книга.
А не будет дефицита материала? Как вы, в целом, оцениваете ситуацию с фольклором и устным народным творчеством в России? Не кажется ли вам, что его начали забывать?
– Это наша печаль и боль. Корни, в своем большинстве, почти совсем утрачены. Как и ушла в небытие сельская жизнь, переместившись в крупные мегаполисы. И тут, к сожалению, традиционные обычаи – удел избранных. Массово мы наблюдаем всеобщее помешательство на гаджетах, диджитализации во всех сферах, причем с пеленок, повальное увлечение модными методиками раннего развития, акцентом на уходе, при котором забывают о самом главном - развитии душевных качеств ребенка и эмоциональной привязанности, близости всех членов семьи.
Мой проект отчасти – это моя попытка противостоять, привнести в жизнь современных родителей, пусть не фольклор в чистом виде, но глубинную культуру в современном звучании, адаптированном для всех членов семьи, от мала до велика. Добавить человеческих эмоций в непростой уклад жизни современной семьи, дать исцеляющий душеполезный «бальзам», объединяющий всю семью.
Удивительный эффект
Расскажите историю из жизни, в которой помогло знание колыбельных?
– Когда моей дочери было всего два месяца, нам назначили пройти обследование – сделать электроэнцефалограмму. Ей, малюточке, начали прикладывать присоски к голове, диоды. Она стала сильно плакать, жутко испугалась. А врачи уже подключили приборы и, естественно, смотрели, что происходит. Амплитуда зашкаливает, ребенок кричит, и я тоже растерялась. Сначала я утешала, как могла, просто качая и уговаривая словами, но потом, вдруг, начала петь дочке колыбельные без стеснения перед врачами, и она у меня на руках заснула. Доктора, которые делали этот анализ, были в шоке. Даже из соседних кабинетов стекались на наш концерт. Говорили: «Слушайте, мы хотим вас выписать, чтобы вы у нас всех детей так усыпляли». Посмеялись.
То есть эффект колыбельных был налицо?!
– Более того, теперь, когда я имею повышение квалификации по курсу «Музыкальная терапия в неврологической практике» я понимаю, что это был редкий случай, когда у специалистов была возможность посмотреть состояние мозга в состоянии активности и покоя в режиме одного сеанса. И это могло стать свидетельством настоящего научного эксперимента, о котором я тогда, конечно, не думала.
В дальнейшем мне пригождалось знание о том, на что способна колыбельная, причем не только в ситуациях с маленькими детьми. Под эти песни даже пожилые люди восстанавливают свой сон и снижают тревожное состояние.
Сейчас, в рамках проекта, я планирую расширять возможность передать свой опыт родителям, особенно начинающим. Помочь им нивелировать свои страхи, открыть горизонты качественного взаимодействия с ребенком через песню.
Где уже удалось выступить?
– На Алтай я приехала во второй раз. Здесь удивительно добрые и открытые люди. Спасибо вам за теплый прием. А в Москве или других городах несколько раз в год я выступаю с благотворительными концертами в социальных учреждениях или в пользу подопечных различных фондов. Стараюсь бережно, как и настраивает колыбельная, затронуть струны души, но не раня ее… Тут очень важно подбирать репертуар в зависимости от аудитории. Если это центр социальный, куда приходят семьи из групп риска, то стараюсь больше разбудить материнские чувства. Дети очень откликаются на это и стараются продемонстрировать маме всю жажду ее любви и тепла. Колыбельная чудесным образом сближает. Когда я вижу, как сначала разобщенные, напряженные и иногда раздраженные люди до концерта потом обнимаются, открывают свои сердца, даже взрослые роняют слезу, я испытываю полное счастье. И понимаю, что живу не зря уже поэтому.
Секрет воспитания от Наталии Фаустовой
– Самый главный совет – любить и принимать своего ребенка не как свою собственность, а как личность, человека, который подарен вашей семье от Бога. Нам, родителям, выпала честь помочь ему стать настоящим человеком. Доверять сердцу матери стоит больше, чем советам модных специалистов, хотя и без них трудно. Читать, интересоваться, но не пренебрегать своей интуицией, следовать за потребностями ребенка, его индивидуальностью. Не ломать, ведь другого такого нет на земле. Любить, любить и еще раз любить, любви много не бывает. Но не баловать. Это разные вещи, я считаю.
Справка
Наталия Фаустова – основатель и продюсер социокультурного проекта «Колыбельные для всей семьи» www.dreamsong.ru, певица, арт-терапевт, фотохудожник, В 1997-м году закончила ВГМУ им. Гнесиных по классу вокала, в 2002-м – РЭА им. Плеханова. В 2017-м получила сертификацию по курсу «Музыкальный терапевт в неврологической практике». Член Союза фотохудожников России.
Беседова: Мария Стрыгина