Древние секреты колыбельных

Народные колыбельные песни как традиционный и очень весомый фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в некотором едином “пра-океане”, едином потоке и ритме дыхания, в общих народных чаяниях. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента.

У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное значение для детей. Именно та песня, которую человек чаще всего слышит в раннем детстве, определяет его дальнейший жизненный путь. Не удивительно, что очень скоро этот жанр вышел из народа. С XVIII в. народная колыбельная – получает широкое распространение в профессиональной вокальной музыке (Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Алябьев, М. Глинка, П. Чайковский и др.). С XIX в. этот жанр получил распространение и в музыке инструментальной (Ф. Шопен, И. Брамс, Э. Григ, К. Дебюсси, А. Рубинштейн, М. Равель, И. Стравинский, П. Чайковский и др.)

Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать» (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – «байки», которое произошло от древнерусского глагола – « байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). Взрослых (бабушек, дедушек, матерей, нянечек, детей-подростков), исполняющих эти песни в северных русских говорах назвали «баяльщик».


Примечателен тот факт, что мастерством исполнения народных колыбельных песен, вбирающих в себя мелодический «интонационный и эмоциональный словарь» весьма дорожили. Мать обучала дочерей, играющих куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6-7- лет уже присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда и нанимались нянями в другие семьи. Пение колыбельных – это особое искусство, которым в старину овладевали с детства.

Если рассматривать «действие» колыбельных, то они, скорее всего это происходило у авторов подсознательно, дают установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Отсюда светлые, радостные образы в колыбельных песнях (малинка, солнечный сад, рай, райское место, золотая (серебряная) колыбель (у славян), алая колыбель (у сибирских татар), Христос, Богородица, Бог (у русских), белая колыбель (у казахов), беленький жеребенок, алая колыбелька, соловушка, спелая земляника, зайчонок, передающие позитивное восприятие мира.

Мать, исполняя колыбельную, сначала создает у себя светлый внутренний образ прекрасного, а затем уже на этой волне поет колыбельную. Когда маленький человечек появляется на свет, его жизнь представляется достаточно сильной экстремальной ситуацией. Все мы, взрослые и дети, переживаем стрессовые ситуации каждый день и привыкаем к ним настолько, что даже не замечаем полученного мини сотрясения психики. Колыбельная песня с ее постоянным ритмом, четким мелодическим рисунком способствует максимальной релаксации и матери, и ребенка.

 

Тайны славянских колыбельных песен

Древние колыбельные песни возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать 'заговаривала' ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна – Сну, Дреме, Угомону. Эти персонажи представлялись живыми существами, которых можно приглашать в дом. По мнению русского исследователя фольклора А. Ветухова Сон в колыбельных песнях представлялся усталым путником, ищущим себе покоя и места для отдыха, но во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: своими чарами он убаюкивает их. Некоторые фольклористы-исследователи (В.П. Аникин, В.Е. Гусев, Н.И. Толстой) считают, что связь с магическими действиями явственнее всего проступает в обыкновении многократно повторять припев «баю, баю, баюшки», либо «люли, люлюшки» в самых разнообразных сочетаниях.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. В учебниках для педагогических институтов отмечалось даже указание на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда, и пр.) порядком… Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимость». Можно увидеть потрясающие душу примеры успешного внедрения в жизнь подобной установки. Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками», а то и вовсе безразличное 'запихивание в кровать' — развитие у ребенка «синдрома дефицита внимания». Этот 'диагноз' знаком, к сожалению, родителям примерно 15–20 процентов детей. Синдром выражается в неспособности сосредотачиваться. Дети, страдающие СДВ, не могут нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Не стоит думать, что это страшилка. Синдром дефицита внимания поддается коррекции.

 

Требуется много внимания, много терпения и понимания, чтобы 'расторможенный' малыш стал спокойнее. И колыбельные, и ласка, и любовь - то самое, необходимое лекарство.
Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.
Богатейшая сокровищница материнского фольклора, народная культура и народная педагогика предлагают нам «творить» своего ребенка. Пойте ему колыбельные песни, которые помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым, вдохновляя его на творчество и радостное восприятие жизни.

В поющей книге "Колыбельные для всей семьи" собрано много русских народных песен  в исполнении профессиональной певицы Наталии Фаустовой. Красивые и нежные мелодии помогут вам уложить ребенка на ночь, расслабиться и настроиться на позитивный лад.

Сладких снов!