У каждого народа есть свои колыбельные песни. Они рассказывают о том, что близко народу, о его истории, ценностях и представлении о мире. В деревнях, хатах и многоэтажках, в городских джунглях и джунглях самых обыкновенных, везде родители поют своим детям колыбельные песни на тысяче разных языков.
Несмотря на кажущееся разнообразие этих песен, образы, используемые в колыбельных, похожи.
-
Предметы окружающего мира, бытовые занятия (мебель, повседневная работа, поездки на ярмарку, предметы быта). Такие образы помогали малышу запомнить, как называются вещи вокруг и каково их назначение, а также играли роль в формировании базовой картины мира.
«Я качаю, зыбаю,
Пошёл отец за рыбою,
Мать пошла пелёнки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить».«Вот тут колыбель,
На высоком терему...
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крючки золотые,
Мамушки, нянюшки,
Качайте дитя.
Сенны красны девки,
Прилюлюкивайте!
Вырасту большая,
Буду в золоте ходить,
Буду в золоте ходить,
Парчеву шубу носить».Об этом рассказывают и поют Наталия Фаустова со своей дочерью Аней на концертах.
-
Природные образы в колыбельных песнях: солнце, луна, ветер, дождь.
«Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Жёлтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай».А в этой сибирской колыбельной в исполнении Наталии Фаустовой, можно услышать не только об очень многих природных образах, окружающих малютку, но узнать, что ожидает их в жизни, когда вырастут.
-
Домашние животные – очень популярные образы в колыбельных. Чаще всего в песнях используется образ кота. Его умиротворяющее урчание действует так же, как колыбельные, потому кошек считали покровителями сна. Кроме того, считалось, что кошка может видеть мир духов и послужит хорошей защитой от всякого зла. Другими распространёнными образами в колыбельных песнях были собака, куры, козы и иная домашняя скотина.
«Приди, котенька-коток,
Котя серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди с Костенькой играть.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью
И сапожки закажу».Такие же примеры и в украинских колыбельных, называемых, колискова и в белорусских.
-
Дикие животные. Чаще всего в колыбельных песнях упоминаются хищные звери (медведи, волки, горностаи, ласки), которые выступают животными-покровителями ребёнка и берегут его от злых сил. Кроме хищников в качестве героев колыбельных песен выступают зайцы, разнообразные птицы (голуби, журавли) и даже лягушки.
«Баю-баюшки-баю,
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
А там бабушка живёт
И калачики печёт,
И детишкам продаёт,
А Ванюше так даёт».«Баюшки, баюшки,
Скакали горностаюшки,
Прискакали к колыбели -
На Сережу поглядели.
Говорит горностай:
- Поскорее подрастай.
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И зайчонка, и волчонка,
И в болоте лягушонка,
И на ёлке кукушонка,
А под ёлками - лису!»«Баю-баю-баиньки,
Прибежали заиньки:
Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки».И ведь, об этом писали не только в народе, но даже и современные авторы.
-
Страшные образы в колыбельных песнях тоже присутствуют: вымышленные существа, злые враги и болезни. Согласно народным поверьям, плохие сны отгоняют страхи, которые случаются в реальной жизни, поэтому пугающие образы в колыбельных песнях должны были «запрограммировать» жизнь ребёнка на хорошее.
«Баю бай, баю бай,
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит: Леночку – отдай.
А мы Лену не дадим,
Пригодится нам самим.
Баю, баю, баю, бай,
Из-под зыбки вылезай,
Не ходи-ка к нам Бабай!»«Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь». -
Сказочные покровители (Дрёма, Угомон) и другие символы сна. Если неугомонный малыш отказывался засыпать, они уносили его к себе.
«Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет.Взгляни Дрёма,
Взгляни Дрёма,
Взгляни Дрёмана народ,
Взгляни Дрёмана народБери Дрёма,
Бери Дрёма,
Бери Дрёмакого хошь,
Бери Дрёмакого хошь.Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет». -
Религиозные образы в колыбельных песнях. Они знакомили малыша с основами верований своей семьи и народа, готовя его к будущей религиозной жизни.
Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю.
Умоленное мое,
Упрошенное мое.
Упросила, умолила я
У истинного Христа.
Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала,
Богородица дала,
Мне пожаловала
Крошечку мне,
И малюточку.
Ангелы с тобой,
Все хранители с тобой.
Они тебя хранят,
Они и милуют.
От болезней, от скорбей,
От тяжелых болестей».Вот послушайте редкую и любимую нами колыбельную Арины Родионовны в исполнении Наталии Фаустовой.
Большинство традиционных образов в колыбельных песнях служит, в основном, трём основным целям: успокоить малыша, познакомить его с миром вокруг и защитить от беды. Хотя сейчас мы не считаем колыбельные оберёгами, сила этих образов такова, что они всё равно дарят детям чувство безопасности и защищённости.
Ещё больше о колыбельных песнях вы можете узнать в Энциклопедии портала «Колыбельные для всей семьи».