Поделиться Нравится Отправить

Крестильные колыбельные песни

Крестильные колыбельные песни

Крестильные песни – это старинный вид народного творчества, связанный с крестильным обрядом. Такой обряд старались провести как можно скорее после родов, чтобы дать ребёнку имя и выбрать покровителей-крёстных. Он сопровождался разными ритуальными действиями, имеющими магический суеверный смысл. Поверья гласили, что правильно совершённый обряд приносит малышу здоровье, благополучие и достаток в будущей жизни.

У русского народы крестильные песни часто называли величальными, поскольку они величали и прославляли молодую мать и её ребёнка.

Что Сергея-то матушка
Что Петровича сударыня
Хорошо его спородила,

И бело, и румяно,
Ровно солнечно лицо,
Из-под глаз светел месяц.

Спеленала его матушка,
Спеленала его родная,
В пелёнку его камчатную…

Вместе с крестильными колыбельными песнями ребёнку желали крепкого сна, быстрого роста и силы, а матери – скорого восстановления. Сами колыбельные песни носили характер полумолитвы-полузаклинания, а пели их как молодые родители и их родственники, так и повитуха, помогающая принимать роды.

Виноград мой, ягодка,
Наливной ты мой яблочек,
Удалой ты будешь молодец,
Свет Иван-то Алексеевич.
Уродился ты хорош и пригож.
Будешь счастливый, таланливый,
На работе ты ретивый да заботливый,
Ты с людьми говорливый да приветливый,
У родителей любимый да почётливый.
Красны девицы полюбят тебя,
Добры люди позавидуют.

По окончании непосредственного обряда крещения устраивали крестинный обед, на который приглашали всех родственников и знакомых. Главное место на обеде занимала крёстная мать ребёнка, поэтому в крестильных колыбельных песнях, которые пели на обеде, часто прославляют не только саму роженицу и новорождённого, но и куму – крёстную мать.

А у кого виноград на дворе?
У (имя отца ребенка) виноград на дворе.
Собрал не людям – сам себе,
Посадил кумусю на куте:
Пей-гуляй, кумуся, у меня,
Чтоб моё дитятко росло,
Чтоб оно счастливо было,
Чтоб ему Бог долюшку дал.

Когда обед заканчивался, на стол подавали густо сваренную кашу с мёдом, которой угощали всех присутствующих в доме. Считалось, что такая каша приносит благополучие. Во время поедания пели другие ритуальные крестильные песни, полные юмора и игры:

Запрягайте-ка да двенадцать волов,
Волоките-ка куму с куту долой.
А кума нейдёт, упирается,
Она назад погребается.
Напилася да кумусенька зелена вина,
А не дойти, кумусенька, до своего двора.

Крестильный обряд заканчивается пением колыбельных крестильных песен, когда новорождённого кладут в люльку и начинают укачивать. Текст таких песен становился более спокойным и лиричным:

Бай-ки, бай-ки, бай-ки!
Матери – китайки,
А отцу-то молодцу –
Медну пуговицу!

Ай, люли, люли, люли!
Прилетали к нам гули!
Гули сели на кровать,
Стали с Ваней ворковать!

Баю, баю, баюнок,
На перинку, на пушок,
Ляг-ка на головьицо,
Спи-ка на здоровьицо!

Конечно, крестильный обряд в его традиционной форме уже почти утратил свою актуальность. Крестильные колыбельные песни, однако, остаются живым свидетельством нашей связи с традициями и историей русского народа и могут занять достойное место в современном мире. Когда в следующий раз вы будете думать, что спеть своему малышу, выберите крестильную колыбельную песню.

По материалам изданий:
Свиридова Л.М. Русское устное народное поэтическое творчество
Обрядовая поэзия, сост. Жекулина В.И., Розов А.М.

Оцените публикацию: 
Поделиться Нравится Отправить