Ай, дуду, дуду, дуду,
Сидит ворон на дубу,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу...
Традиционные колыбельные русского народа долгое время не удостаивались серьезных исследований. А. Ветухов в конце 19 века в одной из первых попыток исследовать традиционные народные колыбельные, характеризует эти песни для детей, как «нехитрые», с «общепонятным» сюжетом. Основной их функцией он полагал лишь убаюкивание, успокоение ребёнка.
Само слово «колыбельная» происходит от слова «колебать», качать, укачивать. Однако сюжеты традиционных колыбельных песен не так просты, как кажется на первый неискушенный взгляд. Помимо этого очевидного назначения, русские народные колыбельные имеют свойства заклинания. Также они имели обережное значение для ребенка. Таким образом, в них зачастую скрыт глубокий символизм, имеющий как христианское, так и языческое происхождение.
Традиционные народные песни для маленьких детей имеют очень широкий спектр сюжетов — бытовые, песни, в которых фигурируют животные, колыбельные-пожелания, колыбельные-заклинания призывающие добрых духов или ангелов и отгоняющие злых. В первых строчках русских народных колыбельных обычно пропевается имя младенца — для кого поется именная колыбельная.
Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли –
Сказку Маше принесли.
По версии некоторых исследователей, наши предки воспринимали сон, как временный отход в мир иной, поэтому во многих колыбельных присутствует мотив края, т.е. Перехода из одного мира в другой: «Сидит ворон на краю», «не ложися на краю», «Живет мельник на краю» и т.д.
Но в большей степени русская народная колыбельная песня служила воспитательным целям: раньше не использовали никаких специальных педагогических приемов, и нотаций тоже особо не читали. Развивали и воспитывали ребенка песня и игра. Постепенно, с каждой песней по возрасту, родители готовили своих детей к жизни в обществе.
«Край» – это вообще граница, черта, за которую переступать не стоит. Граница добра и зла, граница личного пространства – своей люльки, своего дома, своего двора, деревни. Это мир, который защищал ребенка и давал представление об устройстве и быте своей семьи и народа.
Главные сюжеты традиционных русских колыбельных
О.И. Капица условно делит колыбельные на две группы:
- песни, описывающие мир матери — в эту группу входят песни-пожелания, песни, описывающие будущую жизнь ребёнка;
- песни мира ребёнка, в неё входят песни о животных, подарках, песни-пугания.
Можно допустить, что в качестве колыбельных исполнялись и песни, не имеющие изначально такого предназначения. Рассмотрим основные сюжеты колыбельных русских народных песен.
В традиционных русских колыбельных часто упоминаются животные, которым приписывалась связь с потусторонним миром — кошка (кот), имеющая связь с домовым и другими духами и защищающая от них дом, голубь, символизировавший душу человека, заяц, ворон, волк.
А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему собирали
Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.
* * *
Ай, дуду, дуду, дуду,
Сидит ворон на дубу,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную,
Во серебряную,
Разрисованную,
Ворон, ворон, не дуди,
Нашу крошку не буди.
* * *
Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
Также часты упоминания мифических существ, как злых, так и добрых — злая бука, добрые сон и дрёма. Соответственно, народные колыбельные на русской земле пелись, чтобы отогнать злых и призвать добрых.
Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят.
Бай-бай, бай-бай!
Поди, бука, за сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь.
* * *
Уж как сон ходил по лавке,
Дрема по полу брела,
Дрема по полу брела,
К Маше нашей забрела,
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
Колыбельные также несли в себе описание мира во всех его аспектах от высших до бытовых, земных. В ряде русских народных колыбельных напрямую призываются святые, Бог, ангелы.
Баю-баю, дитятко,
Баю-баю, милое!
Поспи, дитятко, поспи,
У Бога счастья попроси!
Боже счастьица дает,
Тебе в люлечку кладет!
Мимо ангелы летели,
Сына крылышком задели,
Сына крылышком задели,
Сыну спать дольше велели.
Небесные светила в традиционных русских колыбельных также имели скрытый смысл — солнце, месяц, звезды. Звезды считали душами, попавшими на небо.
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!».
И здесь, и в приведенной выше русской колыбельной про ворона и во многих других присутствует упоминание дудки, рожка. Схожие духовые инструменты и в христианской и в языческой традиции предвещают конец света.
Крестьянским детям пели пожелания благополучия, а также описывали предстоящую им во взрослом возрасте работу. Некоторые исследователи, видимо, сами не любящие физический труд, склонны воспринимать последнее в негативном ключе, но ведь только труд может привести человека к материальному благополучию.
Придет времечко-пора,
Разбудим, Ванечка, тебя,
На работку будем звать,
Будешь раненько вставать.
Вот традиционная русская народная колыбельная-пожелание для маленькой девочки.
Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Траву прибивает.
Траву прибивает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Ее величает.
Ее величает
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее.
Да будь поумнее,
Собой хорошее,
Собой хорошее,
Лицом побелее.
Лицом побелее,
Косой подлиннее,
Косой подлиннее,
Нравом веселее.
Нравом веселее,
Вырастешь большая,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж.
Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.
Исходя из текста, мы можем сделать вывод, что не только старшие сестры, но и братья участвовали в воспитании младших детей.
Есть среди колыбельных и такие, которые, на взгляд современного человека, звучат кощунственно. Некоторые «исследователи» считают, что такие колыбельные пелись «лишним», нежеланным детям. Но на самом деле это не так. Такие песни пелись именно с целью «обмануть смерть», ибо она по поверьям она приходит скорее туда, где её боятся, и не хочет приходить туда, где её ждут. Пример такой народной колыбельной:
Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить.
В большой колокол звонить
Безусловно, с помощью народных колыбельных формировалось общее мировоззрение ребенка, его отношения с окружающим миром, принадлежность к русской традиции и культуре.
В колыбельной книге, выпущенной певицей Наталией Фаустовой, вы можете прочитать тексты и услышать на диске как традиционные колыбельные русские народные песни, которые актуальны и по сей день, так и современные, черпавшие свои корни, конечно, из традиционной культуры.