История колыбельных песен насчитывает не одно тысячелетие. Задолго до принятия на Руси христианства матери пели своим детям песни, укладывая их спать. Но в те незапамятные времена они вкладывали гораздо большее значение в такое времяпрепровождение, нежели сейчас. Попробуем разобраться, что же такое настоящие русские колыбельные, как их пели и есть ли они сегодня.
Колыбельная песня всегда представляла собой особый пласт русской культуры и фольклора народа. Она выполняла важную воспитательную функцию. Посредством колыбельных ребенку сообщались знания об этом мире, о Вселенной, о жизни народа и его будущей судьбе. Из слов и песенных образов складывались картины быта.
Зыбаю, зыбаю…
Ушел отец за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
Дедушка – дрова рубить.
Брат ушел царю служить,
Он ушел молодой,
А вернется с бородой.
Малыш усваивал, каким он должен стать. Ему внушалось, что главное – семья. Он получал необходимую силу и знания, чтобы в будущем встретить свою половинку и создать теплый семейный очаг, наполненный любовью.
Поэтому первое отличие современной колыбельной от традиционной – слова и их смысл. Настоящие русские колыбельные уносят в будущую жизнь. Ребенок засыпает, а перед ним проносится целый мир с его радостями и горестями, трудностями и возможностями их преодолеть. Мать повествует о взрослых обязанностях, умениях и навыках, которые предстоит освоить.
Напевая текст, мама программирует ребенка на счастливое будущее. Колыбельная песня становится защитой на всю жизнь.
Баюшки-баю!
Спи по ночам,
Расти по часам!
Вырастешь велик,
Будешь в золоте ходить,
Нянюшке, мамочке
Обновочки дарить,
Красным девицам
По ленточке.
Нянюшки, мамушки,
Качайте дитя!
Поскольку в русских колыбельных говорилось о будущей судьбе, существовали отличия в пении девочкам и мальчикам. И тех и других готовили к выполнению своих ролей, предъявляя разные требования к ним в дальнейшем. Мальчикам нужно расти сильными и смелыми, защищать близких. А девочка должна заботиться о доме, муже, воспитывать детей. Все это находило отражение в воспитании и в традиционных песнях.
Настоящие русские колыбельные пелись в момент полудремы, когда малыш как бы находится между двумя мирами. И это не с проста. Современные психологи комментируют этот факт следующим образом: в это время открыто наше подсознание, и человек наиболее внушаем, его тело расслаблено, он сосредоточен на голосе поющего. Это состояние сродни гипнозу.
Мама пела колыбельную песню на особом дыхании, которое соотносится с ритмом дыхания малыша. И даже их сердца бьются в этот момент в унисон. Напетые в таком состоянии ее слова о спокойствии, любви и будущем счастье звучали наиболее убедительно.
Еще одна особенность, отличающая настоящие колыбельные – мелодия и звучание. Ведь помимо воспитания, формирования представлений о мире и жизни, у них есть важная функция – убаюкать малыша. Тихое, плавное звучание, идущая по кругу мелодия прекрасно справляется с этой задачей.
Современные колыбельные имеют красивое звучание. Дети часто слушают их с удовольствием. Но засыпают не всегда.
Помочь малышу уснуть посредством красивых колыбельных может диск «Колыбельные для всей семьи». Он записан мамой и профессиональной певицей Наталией Фаустовой. На нем гармонично уживаются традиционные убаюкивательные песни и лучшие современные представители этого жанра.