Истории о детстве великих композиторов и музыкантов. Как музыка раз и навсегда завоевала их сердце.

Среди великих композиторов мира есть ряд имён, который знаком каждому: Бах, Моцарт и Бетховен. Эта «триада» стала практически синонимом классической музыки. Несмотря на известность, мало кто знает, кем на самом деле были эти великие композиторы, как они росли и чем жили.

Мы предлагаем вам три истории о детстве гениальных композиторов. Это истории о большом таланте, большом труде и любви к музыке.

Детство Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах происходил из известного музыкального рода Бахов. Почти все члены этой семьи обладали музыкальным талантом. Рано потеряв родителей, Иоганн поселился у своего старшего брата.

Занятия на органе и клавире с братом, творчество Пахельбеля и других композиторов многое сделали для развития музыкального таланта мальчика. Его жажда к знаниям не позволяла ему останавливаться на достигнутом. Он начал изучать работы других музыкантов, а также религиозные произведения на латыни, французском и итальянском языках. К этому же времени относятся его первые самостоятельные произведения для органа и клавира. Несмотря на то что всё детство Баха было наполнено музыкой, его творческий стиль формировался полностью самостоятельно. Свидетельства того времени отмечают,  что юный Иоганн мог часами оттачивать один и тот же фрагмент произведения, пока каждый музыкальный такт не становился абсолютно выверенным и точным. Именно за это, впоследствии, его ругали современники и так обожали потомки.

Детство и юность Моцарта

Моцарт - один из наиболее известных «маленьких гениев» в музыке. Однако его удивительных талант и абсолютный музыкальных слух, возможно, не получили бы столь яркого развития, если бы не внимательное, заботливое и строгое воспитание со стороны его родителей. Вольфганг Амадей Моцарт родился в живописном Зальцбурге в семье скрипача. Музыка с самого рождения была неотъемлемой частью его жизни: в их доме часто проводились дружеские концерты, звучали скрипки и фортепиано.

Когда маленькому Моцарту было всего 3 года, он услышал занятия своей старшей сестры Наннерль на клавесине. С того самого момента судьба юного гения была решена. Хотя отец не хотел слишком рано учить его нотной грамоте, уже в 4 года Вольфганг записал свой первый концерт – прямо пальцами по нотной бумаге. Вместе со старшей сестрой и отцом они начали разъезжать по Европе, давая концерты.  Близкие семьи отмечали, что отец никогда ни к чему не принуждал детей, они всегда сами выбирали, что именно исполнять перед зрителями.

Кроме того, он настаивал, чтобы детство Моцарта и его сестры всё-таки оставалось детством. Часто в перерывах между концертами и вдохновенной игрой дети просто носились по дому или играли с домашними животными, как и всякие обычные дети.

К юности талант Вольфганга стал по-настоящему выдающимся. Он не только легко читал с листа любые произведения, но и мог на слух воспроизводить любую услышанную вещь, а также мастерски импровизировать. Гастролируя с концертами, мальчик набирался опыта у лучших композиторов того времени: Иоганна Христиана Баха (сына великого Иоганна Себастьяна Баха) и Карла Фридриха Абеля.

Сейчас биографы полагают, что именно внимательное отношение отца к таланту своих детей, и в первую очередь, маленького Вольфганга, помогли расцвести настоящему музыкальному гению.

Биография Бетховена: детство и юность

Людвиг Ван Бетховен родился в музыкальной семье. Его отец был неплохим музыкантом. Он работал певцом и капельмейстером, однако пагубная склонность к алкоголю не давала их семье выбраться из бедности.

Своё детство Бетховен провёл в крошечной комнатке под чердаком. Мечтая сделать из сына юного гения, отец часами терзал мальчика занятиями на клавесине, заставляя повторять одни и те же скучные упражнения. Разные учителя одновременно обучали его игре сразу на нескольких музыкальных инструментах, при этом сами занятия были бездарны и беспорядочны.

Многие биографы говорят, что всё детство Бетховена было наполнено исключительно тяжёлым трудом, принуждением и побоями. Оно, казалось бы, должно было полностью отвернуть мальчика от музыки.

Однако сила таланта юного музыканта, его сосредоточенность и сердечная приверженность музыке были столь велики, что ничего не могло помешать прорасти его гению. Ощущая поддержку со стороны любящей матери, Людвиг начал импровизировать и записывать свои импровизации.

В 1782 году, когда Бетховену исполнилось 12, он нашёл своего Настоящего учителя. Им стал новые директор придворной капеллы Бонна, Христиан Готлоба Нефе. Именно Нефе рассмотрел истинный талант мальчика и занялся его систематическим и всесторонним образованием.

Клавирная музыка, произведения Баха и Генделя помогли юному Людвигу открыть новые стороны своего таланта.

В этом же году под покровительством Нефе увидит свет его первое печатное произведение - вариации на тему марша Дресслера. К сожалению, большинство сочинений того времени было утеряно или в значительной мере переработано. В настоящее время известно всего несколько  и песен, написанных Бетховеном в Бонне, среди которых из наиболее известных является «Сурок».

Когда в 1787 году Моцарт услышал импровизации Бетховена, он воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!». Людвигу тогда едва исполнилось 17 лет.

Великий композитор был прав. Несмотря на тяжёлое детство и неумелые попытки отца «взрастить талант», Людвиг ван Бетховен смог стать по-настоящему гениальным композитором. Его вели любовь к музыке и сила своего характера.

Перед вами три величайших композитора-классика, три абсолютно разные истории детства – кому-то с рождения было предрешено заниматься музыкой, а кто-то развил свой гений скорее вопреки, чем благодаря воспитанию. Однако все эти три судьбы объединены одним общим – огромной любовью к музыке.