Поделиться Нравится Отправить

Аудитивная стимуляция недоношенных детей

Аудитивная стимуляция недоношенных детей

Краткий обзор исследовательской деятельности в Западной Европе и США

Подготовила Елена Демина

Число детей, по тем или иным причинам  преждевременно появившихся на свет растёт. Только в Германии рождается ежегодно 50 000 недоношенных детей (в Германии для таких детей нашлось более мягкое слово «Frühchen» (от слова «Früh» – «ранний»).

Благодаря техническому прогрессу в медицине шансы на выживание недоношенных детей значительно возросли. С другой стороны, интенсивное медицинское обслуживание  столь незрелых новорожденных не обходится для них без побочных эффектов. Разница между сверхраздражимостью и недостатком в  раздражителях для недоношенных чрезвычайно мала. Проблемой является: как уменьшить число раздражителей негативного характера и увеличить число позитивных раздражителей, таких как интеракция с матерью или отцом ребенка.  К счастью, постепенно возникают новые течения в терапии, которые также своей целью ставят улучшение психического и эмоционального состояния этих детей, изменение качества их жизни в отделении интенсивной терапии, и уменьшение негативных последствий преждевременного рождения. Все больше берутся во внимание  эмоциональные и социальные аспекты коммуникации недоношенного ребенка с внешним миром. Ведь настоящая «встреча» человека с человеком, их телесное  и душевное соприкосновение произойдут у этих детей значительно позже, чем у «зрелых» новорожденных.

Целью исследований  ученых-музыкотерапевтов, проводящих свои опыты независимо друг от друга, является вопрос, способно ли  аудитивное стимулирование оказывать позитивные действие на поведение и развитие недоношенного ребенка и насколько измеримы будут психологические параметры этих изменений.

Метод кенгуру

В 1992 году  детский врач Марина Маркович (Marina Marcovich) первой в немецко-говорящих странах начала развивать и внедрять концепцию щадящего ухода за недоношенными детьми (sanfte Therapie- «нежная», «мягкая» терапия). Недоношенные дети должны являться не только объектом технической, фармакологической и терапевтической системы, но и нуждаются в большой степени в человеческом участии, в целостном (ganzheitlich) и индивидуальном подходе. Как, например, тактильная и вестибулярная стимуляция через покачивание ребенка в специально подвешенном в инкубаторе гамаке, массаж или телесный контакт недоношенного с его родителями, когда ребенок кладется голеньким на обнаженную грудь матери или отца. Этот терапевтический метод был  назван «методом кенгуру» («Kangarooing»). Как только состояние новорожденного стабилизировано, мать имеет возможность взять ребенка на руки, покачивать его, разговаривать с ним и даже пробовать кормить его грудью.Этот контакт «кожа к коже» стимулирует:

  • Слух ( через голос и звук сердцебиения родителей)
  • Обоняние (через запах тела матери или отца, запах материнского молока)
  • Осязание (через непосредственный контакт и поглаживание)
  • Кинестетику (через движения родителей) новорожденного.

Справедливости ради нужно сказать, что внедрение метода «Sanfte Therapie» требовало от его создательницы огромного мужества, т.к. многие ее коллеги восприняли это новаторство как предательство по отношению к «аппаратной медицине». Новый подход вызвал волну дискуссий в прессе и демонстрации родителей недоношенных детей на улицах. Неоспоримым фактом, однако, являлось то, что уровень смертности недоношенных детей в практике доктора Маркович был значительно ниже. Теперь во многих медицинских центрах для недоношенных детей в Германии интенсивная медицина комбинируется с «методом кенгуру».

Метод аудитивной стимуляции по М. Нёкер-Рибопьер  (Monika Noeker- Ribaupierre)

Моника Нёкер-Рибопьер создала свой метод, является музыкотерапевтом в университетской клинике г. Мюнхена. К сожалению, ее дочь тоже появилась на свет недоношенной.

Целью ее рецептивного музыкотерапевтического метода является воссоздание диады «Мать – дитя», разрушенной преждевременными родами: от травматизирующего разъединения  к новому воссоединению.

Суть метода такова: Мать напевает на аудиокассету  колыбельные и другие детские песни, наговаривает стихи, рассказывает истории, которые каждый день в течении 30 минут дают слушать малышу. Материнский голос должен вызывать у ребенка  положительные эмоции, необходимые для редуцирования стресса. «Я хочу указать на то, что музыка, о которой я говорю, должна быть записана для одного конкретного ребенка и только для него транслироваться в инкубатор. Я не говорю об «озвучивании» всего отделения интенсивной терапии. Я не считаю этот, часто распространенный метод, положительным, скорее вредным, т.к. музыка, как правило, звучит слишком громко и не учитывает индивидуальные особенности ребенка,» - такова позиция госпожи Нёкер-Рибопьер.

Моника Нёкер-Рибопьер наблюдала 26 – 30 недельных детей весом 780-1270 г. в течение 6-10 недель. Перед, в течение и после аудитивной стимуляции наблюдалась и оценивалась активность и  парциальное давление кислорода.

Исследование пришло к следующим результатам:

  • Реакция детей изучаемого возраста (начиная с 26 недель) на аудитивную стимуляцию явно наблюдаема и измерима.
  • Материнский голос имеет успокаивающий эффект, нервозность спадает.
  • Высвобождается энергия, предназначенная для дальнейшего вызревания и роста.
  • Парциальное давление кислорода возрастает.
  • Позитивное действие на дыхание  и  кровообращение.

Также проводилось длительное наблюдение за  недоношенными детьми в возрасте 24-30 недель, которые получали ежедневную 30-минутную аудитивную стимуляцию в течение 6-9 недель. Их дальнейшее развитие наблюдалось до тех пор, пока дети не достигли 20-месячного возраста и сравнивалось с развитием недоношенных детей такого же возраста, не получавших стимуляции.

Результаты исследования были следующими:

  • Продолжительность пребывания в клинике «стимулированных» детей меньше, чем  продолжительность пребывания контрольной группы («нестимулированные» дети).
  • Коммуникативное  и моторное  развитие аудитивно стимулированных детей в первые месяцы жизни происходит быстрее.
  • 50% «стимулированных» детей по сравнению с 12,5% детей из контрольной группы могли получать молоко непосредственно из груди матери.

Огромное значение имеет такая практика и для матерей недоношенных детей, которые, по высказыванию одной из них, могли «по крайней мере оставить ребенку свой голос, для того, чтобы он мог меня слышать и  узнавать». Госпожа доктор дает также практические советы медицинскому  персоналу, обслуживающего ребенка: «Если вы хотите дать ребенку прослушать  музыку или голос, вы должны знать, в какой фазе развития находится сейчас ребенок и что является основными  условиями звуковой стимуляции.»

Работа доктора Нёкер-Рибопьер показывает, что аудитическое стимулирование материнским голосом может вести к улучшению физического и психического состояния как недоношенного ребенка, так и его матери.

Госпожа Нёкер-Рибопьер продолжала свои наблюдения за детьми, преждевременно появившимися на свет, в течение нескольких лет. Удивительным фактом явилось то, что дети, получавшие аудитивное стимулирование,  в шестилетнем возрасте показывали лучшее понимание языка, чем дети из контрольной группы.

Такой же точки зрения по этому аспекту придерживается и Джейн Стэндли (Jayne M. Standley), музыкотерапевт, профессор государственного университета во Флориде. Она убеждена, что дети, находящиеся в инкубаторе, получают с голосом матери, хотя бы и в форме колыбельных песен, информацию, важную для дальнейшего языкового развития, ту информацию, которую каждый ребенок получает в течении последних 3 месяцев внутриутробного развития. В то время, как музыкотерапия для недоношенных детей в Европе известна только в небольших кругах, в США, благодаря усилиям Джейн Стэндли, уже готовят музыкотерапевтов, специализирующихся в этой области.

Медицинская резонансная музыкотерапия по Петеру Хюбнеру

Применение естественных законов музыкального микрокосмоса для здоровья.

Принцип резонанса означает, что специальные музыкальные структуры вызывают  в организме резонанс: от уха к мозгу, от мозга к различным органам. Гармония музыкального микрокосмоса (вспомним Пифагора!) стимулирует восстановление биологического порядка и регенерирует весь организм, шаг за шагом  ведя к выздоровлению и отдыху.  Резонансная музыкотерапия выполняет таким образом и превентивную функцию.

Петер Хюбнер, композитор, является создателем медицинской резонансной музыкотерапии, основателем дигитальной фармакологии (Digitalen Pharmazie®) и Micro Music Laboratories.

Сфера приложения резонансной музыкотерапии огромна. Ощутимых успехов она добилась в работе с женщинами, чья беременность протекает с угрозой преждевременного прерывания.

Композиции Петера  Хюбнера  находят также действенное применение в стрессовых ситуациях, которые переживают дети при интубации, пункции и других терапевтических  манипуляциях.

Петер Хюбнер, работает в непосредственном сотрудничестве  с представителями современной медицинской науки и врачами, в частности с доктором медицины Харальдом Шахингером, главным врачом отделения интенсивной медицины для недоношенных детей одной берлинской клиники (Evangelisches Waldkrankenhaus Berlin Spandau).  Профессор Шахингер использует метод рецептивной музыкотерапии, т.е. аудитического стимулирования. По его мнению: «особенно важно, что высокоразвитая современная система интенсивной медицины, с ее специальными приборами  и эффективными медикаментами, с одной стороны, и чуткое ведение пациента к выздоровлению, его целостная гармонизация, с другой стороны, должны быть взаимосвязаны и приведены в созвучие.»

Опыт профессора Х. Шахингера

Еще будучи студентом Харальд Шахингер установил позитивное действие музыки на недоношенных детей: дыхание и удары сердца становятся равномернее и стабильнее. Тогда же он начал играть на виолончели перед своими крохотными пациентами. Со временем аудитическое стимулирование стало неотъемлемой частью терапии недоношенных детей в клинике Waldkrankenhaus: они слушают музыку Моцарта, Вивальди, других классиков. Этот простой, но очень действенный метод получил свое дальнейшее развитие: посредством ультразвука записываются  шумы из материнского лона беременных женщин и проигрываются  недоношенным  детям. Таким акустическим образом имитируется   дальнейшее пребывание ребенка в утробе матери.

Независимые исследования ученых, проводивших в Гейдельберге подобные же эксперименты,  подтвердили наблюдения профессора Шахингера:

  • Дыхание  становится спокойнее и равномернее
  • Дыхательные паузы реже.
  • Торакальное дыхание становится менее выраженным.
  • Паузы между бодрствованием и сном становятся короче.
  • Частота сердечных сокращений стабилизируется.

«Дыхание новой жизни». Терапевтическая музыка Тибора Леваи

С декабря 2001 года  женской клинике лейпцигского университета (Universitäts-Frauenklinik Leipzig) под руководством профессора Фогтманна (Vogtmann) с примечательным успехом применяется терапевтическая музыка « Дыхание новой жизни» Тибора Леваи.

Музыкант Тибор Леваи, отец, переживший драму преждевременного рождения своего сына, создал в тесном сотрудничестве с учеными музыкальные произведения, которые естественно и мягко «приглашают» в жизнь, специальный «мир звуков» для  недоношенных детей, продолжающих свое развитие в инкубаторе, музыку, поддерживающую жизненные функции новорожденного.

Терапевтическими целями  являются:

  • Стабилизация дыхания и сердечного ритма, для того, чтобы оптимизировать содержание кислорода в крови и головном мозге.
  • Уменьшение, насколько возможно, применения медикаментов.
  • Создание атмосферы безопасности для  ребенка. 

Недоношенный ребенок, чей слух к шестому месяцу внутриутробного развития уже полностью сформировался,  способен воспринимать звуки внешней среды. Кроме стресса преждевременного появления на свет, в  инкубаторе он подвергается   дополнительному слуховому стрессу, вызываемым шумами медицинской аппаратуры, достигающими уровня 110 дб, что является чрезмерной нагрузкой на слух недоношенного ребенка.

В отделении недоношенных детей в одной из клиник Мюнхена (Harlachinger Klinikum München) был записан шум, вызываемый  медицинской  аппаратурой в инкубаторе и звуками окружающей среды. Эти шумы являются стрессообразующим фактором для недоношенных детей. В звукозаписывающей студии эти шумы были тщательно «забальзамированы» и «вплетены» в музыкальную ткань, состоящую из таких компонентов как:

  • Повторяемость музыкальных мотивов, простых ритмических структур,что вызывает чувство покоя, защищенности и доверительности.
  • Минимализм: небольшие, несложные музыкальные формы, спокойный характер звучания.
  • Определенный музыкальный лад без полутонов – пентатоника (праматерь всех муз. ладов)  придает музыке «округлый» характер, не создает слухового стресса.

Недоношенным детям с весом около 1000 г. с еще не стабильными дыхательными функциями в течение 60 мин. проигрывалась музыка Тибора Леваи. Перед, во время и после  прослушивания при помощи обычной аппаратуры  измерялись частота дыхания и сердечных сокращений, кислородное насыщение крови, а также периферическая и центральная температура тела. Данные регистрировались и протоколировались, а затем обрабатывались третьим, независимым лицом. Результаты исследований  показали:

Повышение кислородного насыщения крови  (Оптимум 100 %):

кислородное насыщение крови  Ср. показатель  (%) Максимум Минимум

С музыкой

97,47 %

98,75

93,35

Без музыки

94,49 %

96,27

91,20

Уменьшение  степени спада кислородной насыщенности в единицу времени

Уменьшение частоты сердечных сокращений:

Нормальная частота сердечных сокращений лежит в пределах от 100 до 150 ударов в мин. (Оптимум–120 ударов в мин.)

Частота пульса

Ср. показатель  (удары в мин.)

Максимум

Минимум

С музыкой

135,7 

140,4

131,7

Без музыки

143,2

153,1

135,4

Уменьшение частоты дыхания (Оптимум 50 дых. движений в мин.):

Частота дыхания

Ср. показатель  (кол. в мин.)

Максимум

Минимум

С музыкой

42,44 

49,9

36,64

Без музыки

43,61

56,22

34,74

Уменьшение разницы между центральной и периферической температурами тела.

В этом случае речь идет   о  достоверно положительных, статистически подтвержденных  воздействиях на физиологические параметры ребенка.

„Womb sounds“ - «Звуки материнского лона» Ф. Шварца

 Ф. Дж.Шварц (Fred J. Schwartz) и Р. Ричи (Ruthann Ritchie) начали свои работы по аудитивному стимулированию недоношенных детей в  январе 1998 года в Piedmont Hospital (Atlanta). Их целью являлось стимуляция звуком  веса, объема головы (как показателя размера головного мозга), влияние аудитивной стимуляции на дыхание  (редуцирование искусственного дыхания) и на продолжительность пребывания недоношенного ребенка в больнице (сокращение финансовых затрат), сравнение данных исследования с показателями контрольной группы («нестимулированные» дети).

В ходе исследования были желательны следующие  изменения:

  • Возрастающее кислородное насыщение крови
  • Уменьшение частоты сердечных сокращений
  • Минимальное падение кровяного давления

Известно, что недостаточное насыщение крови кислородом и чрезмерный расход кислорода являются следствиями стресса. Повышенная реакция на стресс «съедает» драгоценные калории, энергию, необходимую для роста и развития.

Чтобы  уменьшить возможную опасность перевозбуждения, авторы выбирали музыку, соответствующую следующим критериям:

  • Спокойный темп
  • Равномерный ритм
  • Простые повторяющиеся мелодии и гармонии
  • Плавные переходы при изменении темпа и динамики
  • Несложная инструментовка
  • Негромкая динамика
  • Качество, отсутствие упрощенности
  • Эмоциональная выразительность, передающая чувство любви, защищенности

Исследователи опирались также на ранее полученные данные, что новорожденные предпочитают женские голоса и, прежде всего, голос матери. Одним из главных моментов в создании метода музыкотерапии Шварца была убежденность, что шумы  текущей по сосудам крови, материнского дыхания в сопровождении  ритмичных ударов сердца имеют глубокое воздействие на ребенка до и после рождения. В результате был создан ряд композиций, которые в соответствии с их аудитивным содержанием должны  быть предложены к прослушиванию:

CD1: нежная музыка +«womb sounds» & «female vocals sounds»

CD2: как CD1 + слышимое дыхание матери

CD3/4: колыбельные песни, напетые женщинами, соответствующие вышеназванным критериям.

CD5: несложные классические композиции (прежде всего Моцарт) в соответствии с критериями.

Предположения Шварца и Ричи получили свое подтверждение:

Объем головы увеличивался быстрее у «стимулированных» детей

Потребность в применении аппаратов искусственного дыхания у «стимулированных» детей оказалась меньшей, чем у «нестимулированных».

Затраты на медицинское обслуживание недоношенных детей, к которым применялась музыкотерапия, снизились. Дети из этой группы могли покинуть отделение интенсивной терапии на 3-5 дней раньше, чем дети из другой группы. 

Однако главным выводом этих исследований явилось подтверждение того, что  музыка может быть тем каналом,  по которому детям, изолированным от их родителей,  передается чувства любви и защищенности.

 

Дополнительная информация:

Noecker-Ribauoierre, M.: Auditive Stimulation nach Frühgeburt.

Gustav Fischer Verlag Stuttgart, 1995

M. Noecker-Ribaupierre. Förderung zu früh geborener Kinder mit Musik und Stimme.

www.stillen.de/we_stillen/pdf/publikationen/161004_Noecker-Ribeaupierre.pdf

  

F.Tirpitz. Ansätze der Musiktherapie in der Betreuung von Frühgeborenen.

Diplomarbeit im Studiengang Musiktherapie am Institut für Musiktherapie,

Fakultät für Medizin, Universität Witten/Herdecke.

www.musictherapyworld.net/modules/archive/dissertations/pdfs/Tirpitz_Friederike_de_01_01.pdf

 

Peter Hübner. Digitale Pharmazie: http://www.digipharm.de/index.htm

 

Tibor Levay. "Der Atem des neuen Lebens": http://www.fruehchenmusik.de/

 

Оцените публикацию: 
Поделиться Нравится Отправить