"Колыбельные для всей семьи", статья в журнале "Работница" №1/2013

В эти моменты близкого контакта , когда вы прижимаете ребенка к груди , когда он впитывает вас всю , а вы в него вкладываете любовь и поете ему колыбельные , - происходит подлинное таинство , которое неизвестно даже кому больше помогает , ребенку или маме . Для нас , взрослых , это удивительный ритуал . Возможность окунуться в детство , в таинственный мир , оставить все проблемы прошлого , настоящего и будущего , абстрагироваться от них и уйти с ребенком в нашу с ним общую реальность . Воспоминания об этих моментах останутся у обоих надолго и будут пробуждать желание к этому состоянию вернуться , вспомнить его , повторить - независимо от возраста . Не случайно у одной московской мамы , имеющей одно из образований музыкальное ( Высшее училище имени Гнесиных по классу вокал ) родился целый проект - «Колыбельные для всей семьи» .

 

На создание альбома самой прекрасной и вечной музыки для детей меня вдохновила моя дочь Анечка, которую я считаю самым большим чудом на земле, - рассказывает автор между­ народного социального проекта «Колыбельные для всей семьи», певица, фотохудожник и просто мамаНаталия Фаустова .- Я ро­дила ребенка в достаточно серьезном возрасте, к тридцати годам, почти на свой день рождения сделала себе такой пода­рок. В первые месяцы жизни она была беспокойной и слабень­кой. И я в полной мере испытала чудодейственную силу колы­бельных, которые пела дочке. Я убедилась: когда поешь эти песни с любовью, они творят чудеса. К ее первому дню рождения я записала и подарила ей колыбельную - в знак выражения своей любви и сохранения этой памяти на всю ее жизнь... С этого
момента песня стала началом длинного пути по созданию на­стоящего проекта. С большим успехом дочка попробовала пода­рок «на зуб», одобрила и продолжала слушать меня каждый день, засыпая на моих руках под эти песни практически до двух лет. Самая первая колыбельная, которую я спела дочке в род­доме, -это «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Потом колыбельную Паулса «За печкою поет сверчок», любимую мною с детства, потому что тогда как раз вышел фильм «Долгая
дорога в дюнах», и эта песня всех поразила. Есть у меня еще одна очень любимая песня, которую я тоже помню с детского воз­раста - это белорусская колыбельная. Вернее, даже не колы­бельная, а народная песня «Купалинка».

Наталия , для чего все - таки надо петь колыбельные ?

Самая простая прикладная ее функция - это успокоение. Многолетним опытом поколений уже сложилась определенная традиция. Эти повторы, специальные шипящие звуки, баюканье-
все вместе утешает и успокаивает ребенка. Если пойти дальше, на ступень выше, то колыбельные содержат прежде всего тексты. Первично все-таки слово. В старину не было школ раннего раз­
вития, психологов, педагогики, ничего этого не было, однако, если взять любую простую деревенскую песню, там было зало­жено сразу все: философия, мировоззрение, религия народа, ко­
торый ее пел, знакомство с окружающий миром. Тут и животные, и домашнее хозяйство, и игры, и профессии, и род деятельности. Практически это кладезь самых простых текстов для малышей. Если говорить о еще более высоком уровне искусства, то есть рассматривать песни, написанные авторами - поэтами, компо­зиторами, то в этих сочинениях звучат настоящие стихи. Значе­ние стихов всем понятно. Они играют важную роль и вообще для человека, и в развитии детей - в первую очередь. Это дополняет функции речевую, развивающую и еще больше настраивает на понимание мира. Казалось бы, поем пе­сенки, а закладываем мораль, которую мы хотим воспитать в ребенке, передаем ему те традиции, те корни, которые наслаива­лись из поколения в поколение, и нам они, как родителям, ценны.

А с точки зрения ме­дицины удивительно, что колыбельные при­равниваются к народным заговорам -такая в них содержится магическая сила. Это связано с эффектом гипноза. На по­граничном состоянии между бодрствова­нием и сном информация прямо поступает в подсознание человека, записывается, как на пленку. И очень важно, что мы поем в это время, какие слова, что мы вклады­ваем, какой фон сопровождает сон ре­бенка. Включается ли телевизор с жуткими роликами, где реклама идет, или негатив­ные какие-то новости о бесконечных про­исшествиях, пожарах и убийствах? Или звучат те добрые песни, которые явятся потом защитной оболочкой для ребенка? Когда ребенок вырас­тет и будет жить в этом социуме, он будет защищен с детства, сам сможет отделять зерна от плевел.

О чем нам говорят слова колыбельных песен ?

Внимательно слушая слова колыбельной, можно понять мен­талитет народа. Вот, например, у немцев, в отличие от нас, рус­ских, по имени ребенок в колыбельной не называется - так и го­ворят «дитя», «спи, дитя». Почему? Специалисты полагают, чтов России важнее роль семьи, рода, а в Европе важнее социаль­ная роль, кто ты по профессии, к какому цеху принадлежишь. И ребенок также является носителем определенной функции. Все рационально. А какая у ребенка функция - самая важная: «Спи,
моя радость, усни». Малыши - радость, они радуют! Вспомните об этом, если ваше чадо начнет капризничать перед сном, а у вас еще столько дел! Напевайте потихоньку: «Спи, моя радость,
усни... в доме погасли огни»... Это и для вас станет «антистрес­сом», напоминанием, что как бы ни капризничал крошка - он самый дорогой человечек!

Можно ли ваш проект считать благотворительным ?

Думаю, да, потому что это проект родился как некоммерче­ский. Я занимаюсь бизнесом, я зарабатываю деньги, а в проект вкладываю. Деньги от продажи дисков и проведения мастер-классов направляю в детские благотворительные фонды. Когда-то я для себя поняла, что не могу все полученные знания удер­живать в себе. Все, что нам дается, мы должны в жизни отрабо­тать. И чем больше дается, тем больше спросится.

В проекте я нашла применение своей внутренней по­требности и реально принесла пользу своему ребенку и нашим отношениям в семье. По мере погружения в проект я все больше стала интересоваться колыбель­ными и поняла, что все не просто так. Это не какое-то развлечение - детские пе­сенки. Ну что ж, хорошо, полезно, можно с ними, можно без них. Можно сразу с рож­дения ребенка математике обучать, а можно песенками развлекать. Каждый сам выбирает направления для развития ре­бенка.

Важно то, что колыбельные - это такой пласт культуры, воспитания и разви­тия, который показан абсолютно всем детям. Большинство родителей, во всяком случае, многие, это недооценивают, просто не знают и не придают большого значения пению колыбельных песен. Особенно, если мама занята. Современная работающая мама постоянно в беготне, в суете, она и хлеб насущный пытается добыть, и какие-то дела по хозяйству сделать, и ребенка быстрее бы усыпить, быстрее бы накормить. Быстрей, быстрей, быстрей! У них мало времени, чтобы общаться с детьми. А ведь самое простое средство общения с младенцем -это колыбельная. Это та вещь, которая очень важна с самых ран­них минут жизни ребенка, а еще лучше - и до того, как он ро­дился, то есть петь надо еще во время беременности, что я и де­лала, когда ждала Аню.

Самое главное - заменить этим тот не­гативный поток, который сейчас льется отовсюду, из всех информационных пространств, из всех телевизоров, радио. Да­леко не все, что взрослый может через себя пропустить, нужно ребенку. Дети ведь ничего не могут отфильтровать, поэтому они становятся расторможенными, с психическими и неврологиче­скими отклонениями. Нельзя ставить детям вместо колыбельных плохую музыку. Есть институты, которые провели такие иссле­дования и доказали, что существует колоссальная разница между детьми, которым пели и которым не пели колыбельные. Моя миссия - донести это до большинства людей, насколько воз­можно, и хоть как-то компенсировать эти моменты тем детям, ко­торые лишены счастья иметь родительское тепло. Понятно, что я не смогу заменить маму никому и никаким образом, но, по крайней мере, если хотя бы в Домах ребенка, в детских больни­цах будут ставить мои диски с колыбельными для детишек, ко­торые будут засыпать под эти песенки, все-таки будет польза.

 

Беседовала ЕленаВЛАДИМИРОВА